Музыкально-дидактические игры Составила Болсуновская Л.В. 900igr.net
«Любим мы играть в оркестр» Цель: Учить детей самостоятельно объединяться в ансамбль. Задачи: Активизировать интерес детей к различным видам музыкальных инструментов Развитие ритмического слуха. Развитие фантазии и музыкальной памяти детей Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры. Необходимый материал: музыкальный центр, музыкальные диски, подбор ударных инструментов (треугольники, бубны, палочки, колокольчики)
Ход игры Педагог: «Пригласительный билет Дарю я вам на свой концерт. Концерт немного необычный, Для вас он тоже непривычный. Приходите, не стесняйтесь, На здоровье удивляйтесь!» Дети стоят по кругу, перед ними лежат инструменты ( треугольники, бубны, палочки, колокольчики). Звучит музыка, дети идут по кругу. С окончанием музыки дети берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходит дирижировать. Педагог: Дирижера назначаем – и в оркестре поиграем. За рукой его следите, вместе музыкальный ритм ведите. Дети отстукивают ритм по показу дирижера.
«Веселый дождик» Цель: Закреплять у детей чувство ритма Задачи: Развивать ритмический слух. Развитие фантазии и музыкальной памяти детей. Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке Необходимый материал: фонограмма звучания дождя, музыкальное сопровождение – «Дождь и радуга» С.Прокофьева, фланелеграф, металлофон, карточки «капельки дождя» и тучки, альбом для рисования, акварельные краски.
Ход игры Звучит фонограмма звучания дождя. Педагог: Кап-кап-кап, кап-кап-кап – Дождь веселый льется. Мы хотим его поймать, А он не дается. Кап-кап-кап, кап-кап-кап- По зонтам, по крышам Дождик весело стучит То сильней, то тише
Этапы игры I этап Дети слушают - педагог ударяет – тихо или громко – по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. II этап Ритмический рисунок выложен на фланелеграфе - дети отстукивают ритмический рисунок по показу (короткие звуки в ладошки, долгий звук – по коленочкам)
Этапы игры III этап Дети поочередно импровизируют ритмический рисунок дождя. Педагог предлагает посчитать сколько капелек упало из тучки. Педагог предлагает поиграть в пальчиковую игру. Пальчиковая игра Сколько знаю я дождей? - прикасаться пальчиками по очереди к Сосчитайте поскорей: большому, начиная с указательного. Дождик с ветром, - поочередно загибать пальцы Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Предложить детям самостоятельно решить , какой дождь будут рисовать. Музыкальное сопровождение – «Дождь и радуга» С.Прокофьева
Цель: Учить детей определять характер музыки, выполнять движения в соответствии с музыкой. Задачи: Развивать ритмический слух. Развитие фантазии и музыкальной памяти детей. Развивать коммуникативные навыки, моторику рук. Необходимый материал: музыкальные диски с плясовой музыкой и колыбельной, кукла Оля, фланелеграф, карточки-ладошки разного размера для выкладывания ритмического рисунка, для определения характера музыки карточки-ладошки желтого и зеленого цвета. «Веселые ладошки у нашей куклы-крошки»
Ход игры Педагог на занятие приносит куклу. Педагог: Кукла Оля к нам пришла, Веселиться начала, Хлопают, играют Олины ладошки, Оле помогают маленькие крошки. I этап: Педагог выкладывает ритмический рисунок из ладошек – дети отстукивают в ладоши. Педагог: Ну-ка, все в ладошки хлоп, Вместе хлоп, дружно хлоп. Ну-ка, все в ладошки хлоп, Вслед за мною хлоп, хлоп, хлоп. II этап : Звучит веселая музыка - дети поднимают ладошки желтого цвета. Звучит колыбельная – дети поднимают ладошки зеленого цвета. Педагог: Ручки наши тоже пляшут, Не желают отставать, Вместе с нами, малышами, Стали весело играть. III этап: Звучит веселая музыка – дети хлопают весело в ладошки. Звучит колыбельная - ладошки устали и легли отдыхать. Педагог: Раз-два! Раз-два! Вот и кончилась игра!
«Разукрасим музыку.» Цель: Создание условий для определенного эмоционального отклика детей на настроение музыкального произведения Задачи: Привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы. Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку Вызвать радость у ребят от выполнения творческого самовыражения в рисунках. Необходимый материал: музыкальные диски с произведениями П.И.Чайковского «Времена года» «Осенняя песня» и А.Вивальди «Времена года»Концерт «Осень» 2 часть, заготовки листьев разной формы, акварельные краски.
«Ход игры» Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыке. Музыка всегда с нами. Она внутри нас, она вокруг нас. Без музыки не проживу и дня, Она во мне. Она вокруг меня. И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов, И в зареве рассвета над землей… Она везде и вечный спутник мой. О. Гаджикасимов И сегодня у нас путешествие в волшебный лес. Он полон тайн и удивительных чудес! Предложить детям прослушать музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года». «Осенняя песня» и А. Вивальди «Времена года» Концерт «Осень» 2-я часть. Педагог: Листьев целые охапки: На дорожках, на траве. Соберем букет красивый На забаву детворе.
«Ход игры» Педагог предлагает детям выбрать и раскрасить листья, свободно импровизируя цветовой гаммой и оттенками Педагог: Посмотрите-ка, какие Листья разные, резные. Длинной тонкой кистью Мы раскрасим листья. В красный, желтый, золотой - Как хорош ты, лист цветной! В конце занятия педагог проводит арт-терапевтическую технику направленной визуализации. Педагог: Ребята, вы возьмите каждый свой листик, закроете глазки и расскажите, какое желание исполнил бы ваш листочек. Чтоб листочками нам стать- Раз, два, три, четыре, пять,- Нужно всем в ладоши хлопнуть, А потом, потом, потом Повернуться всем кругом! Каждый ребенок рассказывает про свой волшебный листочек.
«Музыкальные подарки для ёлочки» Цель: Создать игровую мотивацию. Задачи: Развивать фантазию, творчество в процессе создания игрового образа, поощрять неповторимость. Упражнять в изображении музыкально-игровых образов с помощью мимики, жестов, интонации. Необходимый материал: диск с музыкальными произведениями «Медведь» муз. В.Ребикова, «Лиса крадется» муз. Е.Тиличеевой, «Зайчиха» муз. Е.Тиличеевой, чудесный мешочек с игрушками мишка, зайчик, лисичка.
«Ход игры» Педагог: Были бы у елочки ножки, Побежала бы она по дорожке. Заплясала бы она вместе с нами, Застучала бы она каблучками. Закружились бы на елочке игрушки – Разноцветные фонарики, хлопушки. Дети рассматривают елочку. Сейчас мы будем с вами елочку наряжать. Предлагаю вам одну интересную игру. Надо будет отгадать и движеньем показать Того, чья будет музыка звучать! Дети слушают пьесы «Медведь» муз. В.Ребикова, « Лиса крадется» муз. Е.Тиличеевой, «Зайчиха» муз. Е.Тиличеевой. В соответствии с образным звучанием пьес, выполняют игровые движения, передающие образ мишки, зайчика, лисички. После верного ответа, ребенок из чудесного мешочка достают игрушку и вешает на елочку. Педагог: Как хороша музыкальная елка, Как нарядилась она, погляди! Платье у елки зеленого шелка, Ярко на ветках горят огоньки! Дружно встанем в хоровод И станцуем вместе. Пусть сегодня здесь звучат Детский смех и песни. Хоровод вокруг елочки.