Формирование речевого этикета у младших школьников на занятиях ГПД
Актуальность проблемы. 2. Развитие отношений с окружающими.
Цели. Разработка и апробация системы методов и форм, направленной на формирование речевого этикета у младших школьников
Задачи: Обогащение речи мл. школьников теми языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении;Воспитание внимательного, вдумчивого отношения к речи;Умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.
принципы: комплексностьсистемностьцелостность
Прогнозируемый результат: Ребенок, умеющий говорить и слушать других.
Речевой этикет Все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражения) Речевые правила, которые определяют использование так называемых формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: приветствие и прощание, извинения и благодарность, просьба и совет, согласие и отказ и т.д.
Правила ведения беседы: 1. Если к учащемуся обращена речь, то ему рекомендовано оставить свой труд и выслушать речь.2. Говорящему ученику рекомендуется строить речь таким образом, чтобы не нанести ущерб слушающему, отдавая предпочтение выслушиванию собеседника перед своей речью.
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 1. Простите. Извините. Разрешите.Призывы к нашей доброте и любезности, просьбы простить за беспокойство.Извините, скажите пожалуйстаПожалуйстаБудь добраНе можете ли Вы сказатьПозволь мнеРазреши мнеЕсли можно, дай мне, пожалуйстаПростите, скажите, пожалуйста, который час?
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 2. До свидания, приходите в гости.Всего Вам доброго!Рады были познакомиться! Всего хорошего!Приходите чащеВы для нас желанный гость!До свидания. До новых встреч.
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 3. Навестить больного.Запомни!:Больному человеку нельзя говорить о том, что он похудел, побледнел, изменился, о том, что болезнь мешает ему бегать, веселиться. Постарайся отвлечь больного, и тогда он выздоровеет быстрее.
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 4. В транспорте.Ситуация 1.- Мальчик, если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.-Садитесь, пожалуйста.- Спасибо, мальчик.- Пожалуйста.Ситуация 2.- Передайте, пожалуйста, деньги за проезд.- Спасибо.
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 5. В библиотеке.Прочтите на вывеске фамилию, имя , отчество библиотекаря.- Здравствуйте, Анна Ивановна. Запишите, пожалуйста, меня в библиотеку. Меня зовут Иван, фамилия моя Муратов.…….- Большое спасибо за книги. До свидания, Анна Ивановна!
Темы занятий по развитию русского речевого этикета в первом классе. 5. По телефону.Не забудь! Разговор по телефону должен быть вежливым, ясным, четким и коротким.- Здравствуйте. Это говорит Аня. Можно попросить к телефону Лену?- Здравствуйте. Это говорит Аня. Можно попросить к телефону Лену?- Алло! Антон, это ты? Здравствуй. Это говорит Юра. Я хочу пригласить тебя на день рождения. Приходи, пожалуйста, завтра в 3 часа дня. Буду ждать. - Спасибо, что позвонил, спасибо за приглашение. Обязательно приду
Золотое правило речевого этикета: