Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №28 Развитие логического мышления у детей с ОНР средствами математики (из опыта работы) Воспитатель –Т.В. Магнидова Первая квалификационная категория Педагогический стаж 33 года Мончегорск, 2013г. 900igr.net
Актуальность Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подготовки ребёнка к обучению математики, начиная с дошкольного возраста.
Цель Развивать логическое мышление у детей с ОНР средствами математики
Задачи Развивать у детей логическое мышление через дидактические и развивающие игры, занимательный математический материал Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте Развивать речь, зрительную память и мелкую моторику руки
Предполагаемый результат Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине Развиты способности комбинаторного типа, на достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать Развита мелкая моторика рук
Направления работы Подбор методической литературы Подбор и изготовление дидактических материалов и пособий, подбор дидактических и развивающих игр Составление перспективного плана Подбор игровых технологий Создание предметно – развивающей среды
Формы организации работы Организованное обучение в форме НОД по формированию элементарных математических представлений Совместная деятельность педагога с воспитанниками Совместная самостоятельная деятельность самих детей Работа с родителями
НОД ФЭМП Экскурсии Беседы Практический материал
ФЭМП Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания занятию игрового характера, я использовала разнообразный дидактический , игровой материал и пособия
Дидактические игры Счетовозик Развивает - освоение порядкового и количественного счета - соотнесение цифры и количества - сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка - сложение чисел, решение простейших арифметических задач - внимание, память, элементы логического мышления - мелкую моторику рук Счетовозик Развивает - освоение порядкового и количественного счета - соотнесение цифры и количества - сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка - сложение чисел, решение простейших арифметических задач - внимание, память, элементы логического мышления - мелкую моторику рук
Логоформочки Развивает - освоение названий и структуры геометрических фигур, пространственных отношений (верх, низ, лево, право) - составление предметных силуэтов из частей - внимание, память, воображение - умение сравнивать, анализировать, синтезировать - мелкую моторику рук
Кораблик «Брызг – брызг» Развивает - внимание, память, мышление, речь - мелкую моторику рук - математические представления о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов и их порядковом номере, цифровом ряде - умение решать логико-математические задачи
Математические корзинки Развивает - умения составлять числа первого и второго десятка, складывать и вычитать в пределах 10, различать полное, неполное множество - внимание, память, элементы логического мышления - мелкую моторику рук
Волшебная восьмёрка Развивает -освоение количественного счета, моторного образа цифр, пространственных отношений - умение сравнивать, анализировать, синтезировать, проводить тактильный и оптический анализ цифр - внимание, память - координацию «глаз-рука» - мелкую моторику рук
Юные математики Развиваем нестандартное мышление и логику Развиваем логику и моторику
Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей
Учимся логически мыслить познавать геометрические формы
Игровые приёмы Задачи – шутки Загадки Считалки Стихи Сказки
Логические задачи Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)
Загадки *Три вершинки, три сторонки, Три уголка – это я (треугольник) *Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат А зовут меня... (Квадрат) *Ножек четыре, Шляпка одна. Нужен, коль станет Обедать семья. (Стол)
Развитие игры и творчества
Формы организации работы с родителями Консультации Индивидуальные беседы Тематические листы Проблемно-игровые ситуации
Целенаправленная работа по теме дала положительный результат в освоении детьми программных задач по ФЭМП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 2011-2012 УЧ.Г. высокий 55% средний 45% низкий 0%
Литература 1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 2. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000. 3. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004. 4. Буллер Е., Рыбникова Ю. Мотивационный компонент вычислительной деятельности дошкольников// Дошкольное воспитание – 11/2007. 5. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-Пресс, 2008. 6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 27. Диагностика готовности ребенка к школе/ Под ред. Н. Е. Веркасы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 8. Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычева А. И. Дети, в школу собирайтесь. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 9. Ерошко О. Л., Заика Л. В. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста// Логопед в детском саду – 9/2007. 10. Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. 11. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996. 12. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике// Дошкольное воспитание. – 3/2003. 13. Костенькова О. Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей// Логопед в детском саду. – 9/2008. 14. Кудрова Г. И. Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет// Логопед в детском саду. – 5/2008. 15. Логопедия. Учебник для ВУЗов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2002. 16. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. 17. Полякова М., Михайлова З. Первые шаги в математику// Дошкольное воспитание. – 12/2004. 18. Полякова Н. Воспитывать радость познания// Дошкольное воспитание. – 12/2004. 19. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. 20. Смоленцева Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987. 21. Томме Л. Е. Исследование готовности детей с тяжелым нарушением речи к обучению математике// Дефектология. – 5/2007. 22. Томме Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи//
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!