Формирование структуры предложения у детей с ЗПР Маша кушает вкусную кашу
Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы: Упражнения на основе образца;II. Конструктивные;III. Творческие.
Основные приемы работы над предложениями: I. упражнения на основе образца; чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание;во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать;в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё).
вопрос взрослого: -«Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». (Ошибки: «дети делали – они собирали в лесу малину»).
составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему: Например: «Кошка лакает молоко». «Собака грызет кость». «Лошадь жует сено».
II. Конструктивные упражнения Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в.Дети видели в лесу рыженькую белочку.В лесу дети видели рыженькую белочку. Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина.Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать.Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину.
Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: «Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.
Деление текста (на слух 3-5 предложений).«У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошкуморковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»
Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись.– Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.
Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста.Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.
Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты: Мальчик дала девочке гриба. Медведь спит под берлогой.
III. Творческие упражнения По теме, заданной взрослым «Одежда»У меня новая одежда.Мама постирала мою одежду.Папа пришёл с работы в грязной одежде.Одежда продается в магазине. Одежду шьют на фабрике.
По опорным словам или картинкам В машине везут бегемота.Бегемот не влез в машину.Камаз едет за бегемотом.Бегемот похож на большой Камаз.Бегемот меньше, чем Камаз.
По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению: «Золотые руки» У моей мамы золотые руки.Мне сказали, что у меня золотые руки.Золотые руки у людей, которые всё умеют делать.
По сюжетной картинке
По серии картинок.
Модели предложений I этап.«Существительное +глагол» –«Мама гладит». «Папа читает».
«Существительное +глагол +дополнение» «Папа читает газету».
«Существительное + глагол + предлог + дополнение» «Папа лежит на диване».
II этап.«Существительное +глагол + существительное + существительное» - «Мама гладит платье утюгом».5. «Существительное +глагол + существительное + предлог + существительное» - «Мальчик ловит рыбу в реке».6. «Существительное + глагол + наречие» – «Солнце светит ярко».7. «Существительное + глагол + прилагательное + существительное» – «Таня купила красивую открытку».8. «Существительное + глагол + предлог + существительное + прилагательное + существительное» – «Таня повязала на шею новую косынку».9. «Существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Цветы распустились на весеннем лугу».10. «Прилагательное + существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Красивые цветы распустились на весеннем лугу».
III этап. С противительным союзом «а – но» 11. «Существительное + глагол «а» существительное + глагол» «Света читает, а Катя рисует».12. «Существит. + прилагательное «но» существит. + прилагательное» «Яблоко сладкое, но виноград слаще». С однородными членами13. «Существительное + существительное +глагол» --------- «Яблоки, сливы, груши, растут……»14. «Существительное +глагол + глагол» ----------- «Собака лает, грызет…..»15. С придаточными союзами «если», «когда», «потому что» «Я беру с собой зонтик, когда на улице начинается дождь». «Я пойду в магазин, если мама меня возьмет с собой».
Спасибо за внимание.