Современное состояние проблемы письменной речи Учитель-логопед Боровкова Людмила ЕвгеньевнаМБОУ СОШ № 29
Процесс письма речеслуховой анализатор речедвигательныйанализатор зрительный анализатор общедвигательный анализатор
Нарушения письменной речи Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ,учавствующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном пед.процессе.
Речеслуховой анализатор
Двигательный анализатор При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:Дрожащие линии;Колебание наклона и высоты букв;Быстрое наступление мышечного утомления;Небрежное выполнение письменных работ.
Речедвигательный анализаторф Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его и на письме: « Как говорю, так и пишу».
Зрительный анализатор Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у) Зеркальность (с,е,э,з) Трудность удержания строки, наклона
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Вставь пропущенные буквы в слова (ви…ка, ди…ан, лу..а)Составь как можно больше слов из букв одного слова (крапива –парк, ива, карп, пар, рак, Ира)Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка)Выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар, парк, паром, паруса)Преобразовать слова различными способами: - добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех), изменяя один звук слова (сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)Переставляя звуки (пила-липа, палка-лапка)Составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр – комар)
Развитие языкового анализа и синтезаПридумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.Придумать предложение с определенным количеством словУвеличить количество слов в предложенииСоставить графическую схему данного предложения.Придумать предложение, соответствующее схемеОпределить место слова в предложении (какое по счету указанное слово)Поднять, цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.
Развитие слогового анализа и синтеза Игра «Отгадайте кого я называю?»Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.Учитель предлагает встать детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на) Игра «Цепочка» Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (ок-но но-ра ра-ма)Игра «Рассыпались слова» Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып,лё; точ,лас,ка)
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук пальчиковая гимнастика за столомСвободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки; обеих рук одновременно.Имитация игры на пианино.
Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза.
Для развития зрительной памяти Используются игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.Запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно
Спасибо за внимание!