Речь на кончиках пальцев Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития
СодержаниеСодержание 1.Научно-историческаясправка.2.Определение уровня развития тонкой моторики рук (ТМР)3.Пальчиковая гимнастика- массаж-пассивные упражнения-упражнения с предметами-упр. для кистей рук-фигурки из пальцев-динамические упражнения4.Рекомендации
1.Научно- историческая справка. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Мнения ученых Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Бехтерев В. М.академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)
двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге Карта речевых зон У. Пенфилда Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека
2. Определение уровня развития тонкой моторики рук Дети до 3-х лет:«Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика; Дети старше трех лет: - «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке, - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся; - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Говорящие дети: удаются все или почти все упражнения; изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений Не говорящие или плохо говорящие дети:пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые
3.Пальчиковая гимнастика Массаж кистей рук и пальцев.- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;- растирать пальчики спиралевидными движениями
Пассивное выполнение упражнений(взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения):- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше) катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.) сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.); открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде; завязывать и развязывать шнурки;раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет) «ФОНАРИКИ»Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.«ШАРИК» «ПЕЧЁМ БЛИНЫ»Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно)
Выполнение фигурок из пальцев
Динамические упражнения для пальцев рук. «ПЯТЬ ТЕЛЯТ»Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.Этот телёнок пьёт молоко.Этот телёнок ушёл далеко.Этот телёнок травку жуетЭтот телёнок копытцами бьёт.Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись?Скучно мне одному!»«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК» Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.- Пальчик – мальчик, где ты был?- С этим братцем в лес ходилС этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел!
4. РЕКОМЕНДАЦИИ Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.