Подготовка мышц лица и шеи к артикуляционной гимнастике
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Общие правила:Перед занятием ребенок всегда должен мыть руки;Движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятие в полном объёме;Стихотворение ведет за собой сами движения и их порядок;
Удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причем ребенок должен успевать повторить эти движения несколько раз;Ритм стиха задает ритм массажных движений;Темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребенок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
Ручки растираем (потирание ладоней)И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губы разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед).Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта).
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Губы пожуем мы,Шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух).
И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу. Например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу / врозь друг другу).
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык – под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе).
Тянем подбородок и Его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).