Учебная дисциплина «Методика экологического образования» ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста»ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Равтович Т.С.
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: занятие по изучению нового материалаВИД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: учебная лекция Цель занятия: формирование профессиональной компетентности студентов в области методики использования моделирования в экологическом образовании дошкольников
Задачи: познакомить с основными понятиями моделирующей деятельности;изучить особенности моделирования, специфику использования разных видов моделей в эколого-педагогическом процессе;развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, объяснять методику использования моделей в работе с детьми;формировать способность пользоваться методом экспертной оценки при анализе моделей;воспитывать познавательный интерес, активность, экологическую культуру.
План темы занятия 1. Содержание понятий «моделирование (моделирующая деятельность)», «модель». Слайд 92. Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Слайд 103. Особенности процесса моделирования. Слайд 114. Виды моделей. Требования к экологическим моделям. Слайд 12 5. Этапы и методика обучения моделированию дошкольников. Слайд 17Слайд 5
КРОССВОРД 1. Способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленный на достижение поставленных задач.2. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.3. Ведущий метод экологического воспитания детей.4. Словесный метод, организованный разговор с детьми.5. Орган растения, выполняющий функцию фотосинтеза.6. Ведущий вид деятельности дошкольников.7. Форма работы с детьми в уголке природы, на участке детского сада, в огороде, цветнике.8. Наблюдение, проводимое в специально созданных условиях.9. Характеристика объекта (форма, цвет и т.д.)10. Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.11. Осевой подземный орган растения.12. Сложная замкнутая экологическая система, основные компоненты которой тесно связаны между собой (геобиоценоз).13. Процесс роста и развития растений и животных.
Основные понятия темы Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.Модели - материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.План темы
Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста МОДЕЛИРОВАНИЕ (МОДЕЛИ)Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связиСпособствует формированию обобщенных и системных знаний о природеАбстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельностиСпособствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности
Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности.Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Виды моделей: Предметная модельпредставлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬПредметно-схематическая модельв ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬГрафическая модельпредставлена в виде графиков, схем, таблиц и т.п.; модель обобщенно передает разные виды отношений в природе. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ПРЕДМЕТНАЯ МОДЕЛЬ Аквариум – модель экосистемы в миниатюре (биом водоема). Предметная модель воспроизводит структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.Слайд 12
ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «Значение покровительственной окраски животных»Модель способствует усвоению детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов, связи животного со средой обитания.Слайд 12
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Модель «Рыбы»Отражает существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.Слайд 16
Требования к экологическим моделям: должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объектудолжна быть простой для восприятия и доступной для действий с нейдолжна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощьюдолжна облегчать познание
Этапы обучения моделированию дошкольников: детям предлагается описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной имиорганизуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства, одновременно дается задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели-заместители признаковпостепенное увеличение количества сравниваемых объектов до трех-четырехобучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаковруководство созданием моделей элементарных понятий («рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т.д.)
Контрольные вопросы Что такое моделирование и какова его цель?В чем состоит особенность моделирующей деятельности?Какие виды моделей используются в эколого-образовательной работе с дошкольниками? Приведите примеры.Как осуществляется обучение моделированию?Какова связь моделирования с другими наглядно-практическими методами экологического образования детей?Слайд 6
Практическое задание для самостоятельного выполнения разработать и изготовить предметно-схематические и графические модели (составить альбом);представить методику их использования в работе с детьми.Рекомендуемая литература:Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 2003.Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под. ред. П.Г. Саморуковой – М., 1991.«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001. Слайд 6
Рефлексия занятия Упражнением «Плюс – минус - интересно» (Эдвард де Боно).Инструкция: заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ