Ежедневные прогулки
Содержание программы воспитания и обучения детей реализуется НА ЗАНЯТИЯХ (2 РАЗА В МЕСЯЦ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ:НАБЛЮДЕНИЯ И ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ;НАБЛЮДЕНИЯ ,ТРУД, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА;ЭЛЕМЕНТАРНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;ОПЫТНИЧЕСТВО...
Прогулки – главное время для экологического воспитания детей Прогулки дают возможность накопить у детей представления о явлениях природы, протекающих длительное время.Дают возможность увидеть ежедневные изменения в погоде, в жизни растений и животных.Доставляют радость от общения с природой.
Структура прогулки НАБЛЮДЕНИЕТРУД В ПРИРОДЕИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИНДИВИ-ДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Наблюдение на прогулкеМогут проводиться ФРОНТАЛЬНО Когда знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. С ПОДГРУППОЙ Для закрепления и уточнения ранее полученных знаний ИНДИВИДУАЛЬНО Важно учить вести самостоятельные набл., приучать замечать новое.
Методика проведения наблюдений Н.Н.Поддъяков выделяет 3 этапа наблюдения:1 ЭТАП: ВВОДНЫЙ . Цель: постановка познавательной задачи перед детьми, формирование мотивации к деятельности.Методические приемы: Игровая мотивация (сюрпризный момент, сказочная история...), логические загадки...
2 этап - ОСНОВНОЙ Цель: рассматривание объекта, обследовательские действия по изучению свойств и качеств предмета, наблюдение во всех проявле- ниях.Методические приемы: вопросы к детям, сравнения, обследовательские действия, наблюдение за повадками, способами передвижения.
3 этап наблюдения - итоговый Цель: Закрепление и уточнение полученных знаний.Методические приемы:Вопросы к детям обобщающегохарактера, дидактичес-кие игры, составление загадок детьми.
Планирование наблюдения Тема, возрастная группаПрограммное содержание (цель)ОборудованиеМетодические приемы (интересное начало, вопросы к наблюдению)
Требования к вопросам.Младший возраст. Вопросы должны быть:Четкими, Подсказывающими (содержать в себе ответ).Относиться ко всем детям ( нельзя спрашивать: «Лена, какого цвета...». Надо: «Ребята, ...», а после заданного вопроса спрашиваю 3-5 детей.Нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов (да,нет). Они не заставляют думать.
Средняя группа Начинаем задавать вопросы поискового характера : «Почему...?», «Как ты думаешь?».Вопросы на рассуждение. Вопросы сравнительного характера.
Старший возраст Поисковые вопросы, требующие рассуждения. («Почему ты так решил?» , « Зачем...?»)Вопросы, предполагающие ответ-рассказ. Для этого используем план ответа. В нем не может быть более 3 вопросов сразу. («Опишите лист : какого он цвета, формы, размера?»)
Наблюдение в младшей группе «Сравнение живой рыбки и игрушечной» Цель: Закрепить знания о живой рыбке. Учить отличать живую рыбку от игрушечной.Ход наблюдения:В.: Посмотрите, сколько рыбок я вам принесла: и тебе,Лена, и тебе...(раздает).-Какие это рыбки: живые или игрушечные?-Как вы догадались? –Послушайте стихотворение: «Рыбка плавает в водичке, рыбке весело играть.Рыбка, рыбка, озорница,Я хочу тебя поймать».
-Реб., можно ли ловить рыбку?- А какую рыбку можно брать в руки?(Возьмите игрушечные рыбки в руки)-Покажите, где у рыбки голова? Что есть на голове? Чем р. смотрит? Покажите спину. Где хвост? (каждый показывает на своей игрушке)-Можно ли трогать живую рыбку? Можно ли с ней играть?В.: Живая р. Должна находиться в воде, без воды может погибнуть. На нее можно смотреть глазками, можно ею любоваться, кормить.-Давайте покормим нашу р., ведь без корма она погибнет. – Чем будем кормить?-Валя, принеси баночку с кормом. Чем будем насыпать корм?-Давайте посмотрим, как р. ест? Как она захватывает корм? (имитация движений).
-А игрушечную р. надо кормить? Будет ли она есть?-Давайте пустим наших р. В тазик с водой и посмотрим, будут ли р. плыть сами, будут ли помогать себе хвостиком?-Игрушечную р. Можно брать в руки, она может быть без воды, с ней можно играть.Поиграйте с рыбками самостоятельно.