Решение задач с помощью систем уравнений 2 степени для урока алгебры в 9 классе
№ 268. Сумма двух чисел равна 12, а их произведение равно 35. Найдите эти числа.Пусть 1 число – х, а 2 число – у, известно, что их сумма х+у=12, а произведение х·у=35.Решение: составим систему уравнений:х+у=12; х=12-у(выразим х через у) х·у=35; (12-у)у=35 (подставим во 2 уравнение вместо х выражение (12-у)) (1)12у-у2=35 -у2+12у-35=0 |(-1) у2-12у+35=0 Д=144-140=4=22 у1=7, у2=5. х1=5, х2=7 Ответ: 5 и 7.
№ 270. Диагональ прямоугольника равна 10см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.Что нам неизвестно?Как обозначим эти неизвестные величины?Как найти периметр нашего прямоугольника?Составьте 1 уравнение системы.2(х+у)=28Как нам связать стороны с диагональю?По теореме Пифагора получаем х2+у2=102 это второе уравнение системы.
х=14-у х1=6(14-у)2 + у2=100 (1) у1=8 х2=8 у2=6196 -28у + у2 + у2 - 100 = 0 2у2 - 28у + 96 = 0 у2 – 14у + 48 = 0 Д1 = 49 – 48=1 у1=8; у2=6. Ответ: 6 и 8 см.
№276. На каждой из сторон прямоугольника построен квадрат. Сумма площадей квадратов равна 122 см2. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 30 см2.2(х2 + у2) =122 х2 + у2 = 61ху = 30 х = 30/ у(30/ у)2 + у2 – 61 = 0у4 – 61у2 + 900 = 0Замена у2 = а, а>0.а2 - 61а + 900 = 0, Д =612-4·900=3721-3600=121 а1= 36, а2=25.Обратная замена: у2=6, у=6, у2=25, у=5 х=5 х=6Ответ: 5 и 6 см.
Самостоятельная работа 1 вариантРазность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого 2 вариантСумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 4 см меньше другого
№279. Два экскаватора, работая одновременно, выполняют некоторый объем земляных работ за 3 часа 45 минут. Один экскаватор, работая отдельно, может выполнить этот объем работ на 4 часа быстрее, чем другой. Сколько времени требуется каждому экскаватору в отдельности для выполнения того же объема земляных работ?Обозначим за х время, которое требуется первому экскаватору для выполнения одного и того же объема работ, за у время, которое требуется второму экскаватору ,Составим первое уравнение, зная, что первый экскаватор может выполнить работу на 4 часа быстрее.Составим второе уравнение, зная, что работая вместе они выполнят работу за 3 часа.