Материалы проектной группыОдаренные дети
ОДАРЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
Художественная одаренность – желание и способность ребенка создавать выразительные образы средствами видов искусств (ИЗО, музыка, литература, театр, хореография)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯпотенциальная,возрастная- у каждого человека есть Требует самореализациипотенциал;именно в художественном- «золотое время» развития творчествеот 6 до 9 лет;- позволяет каждому человеку приобрести личный творческий опыт;- предпосылка для индивидуальнойодаренности, но не гарантия
ТЕЗИСЫ: Чем человек младше, тем он универсальнее по своим потенциальным возможностямСфера художественного развития является приоритетной в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.Возрастная одаренность постепенно уйдет и большинство взрослеющих детей найдет другие области для применения своих способностей.Художественно одаренные люди проявляют незаурядные способности во многих видах искусства.Художественная одаренность и обучаемость – это далеко не одно и то же. Обучаемость – репродуктивное по сути свойство: ребенок сразу схватывает объяснение, показанный прием, у него верный слух, твердая рука, находит рифмы, легко версифицирует, все делает «как взрослые», но при этом ничего не создает без помощи, идеи, подсказки руководителя, художественное творчество – одно из многих занятий такого ребенка. Одаренность – способность ребенка к самостоятельному творчеству, ярко выраженная склонность ребенка к занятиям искусством. Чаще всего мы работаем с детьми с высокой степенью обучаемости;
КРИТЕРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИОбщие для всех видов искусств Ярко выраженная, устойчивая потребность ребенка к занятиям искусством. Чувство удовлетворения от занятий. «Талант – это потребность» Т.МаннОсобое, эстетическое (чувственное) отношение к жизни. «Родственное внимание к миру» М.М.Пришвин. (Скрыт от прямого наблюдения).Стремление преобразовать свои впечатления от жизни в выразительные художественные образы (быть автором).Художественное воображение (во-образить необразное).
ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ «Понимающая экспертиза» должна преобладать над измерениями в виде тестов.Потенциал художественного развития более значим, чем наличные достижения ребенка.Общие черты художественной одаренности представляют собой приоритетный предмет выявления, диагностики и развития (а не специальные качества конкретных искусств). МЕТОДИКИВыявления эстетического отношения к мируНаправленность ребенка на создание художественного образаВыявление художественного воображенияДругие:
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Не предрешать судьбу ребенка ни в положительном ни в отрицательном смысле.Даже результаты тщательного исследования, которые проведут квалифицированные диагносты нельзя рассматривать, как окончательный приговор.Помнить о громадной роли мотивации в развитии творческой одаренности.Не судить о том, что ребенок может и чего не может, пока он сам этого не захотел.Творческие задачи – которые не имеют правильных ответов, но дают выразить собственное «Я».Творчество – цель, знания и навыки – средство для достижения, но не самоцель.
ОПАСНОСТИ Заниматься ранней селекцией детей, самонадеянно пытаясь предрешать их творческие судьбы.Тяжкий педагогический грех – превращение ребенка «из цели в средство»: педагог занимается не развитием дарования каждого из своих учеников, а квазитворческой самореализацией через них. Обычно этот педагог человек профессиональный и способный, и такая практика приводит к впечатляющим, даже иногда поражающим результатам, амбиции педагога удовлетворены, но эта ситуация тупиковая для ребенка. Учитель должен заглянуть в себя и проверить, какие же мотивы определяют его деятельность.Пристрастие традиционной педагогики к техническому натаскиванию, которое заслоняет творческие задачи.Распостраненный родительский грех – неуважение к занятиям искусством: пренебрежение к творческим попыткам ребенка, не сохраняют его рисунки, стихи, сочинения, заниматься этой «ерундой» можно только после выполнения «важных» заданий и т.д.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Начальная ступень – наиболее сенситивный период для развития художественной одаренности:Провести консультацию для учителей начальных классов по вопросам художественной одаренности;Мастер – класс учителей ИЗО, музыки, литературы для учителей начальных классов;Рисовать красками: на ИЗО – в обязательном порядке, по возможности – на музыке, чтении; изобразительная деятельность наиболее доступна детям, а ее результаты наиболее доступны взрослым (презентабельны);Активизировать участие детей начальных классов в творческих конкурсах всех уровней;Введение творческих задач на всех уроках начальной ступени образования;Для группы одаренных детей начального звена проводить уроки Искусства – учителя музыки, литературы, ИЗО, художественный труд (час ИГЗ)Средняя ступень – возрастная одаренность уходит, подростку нужно некое социальное признание того, что он делает:Исследовательские, творческие проекты – каждый из учителей творческой группы готовит ребенка для школьного этапа конференции «Шаг в будущее»;Искусство – как метод преподавания различных дисциплин, освоение метода;Творческие задачи на различных уроках: сочиняем, рисуем, придумываем на всех уроках;Старшая ступень – социальные проекты: практически значимые. Реализация общего проекта для всех групп одаренных детей