Одаренные дети Подпрограмма МОУ СОШ№21
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос: * это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. * в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. * в школе должны быть свои традиции. * школа должна давать современное образование. * в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
- Качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; - Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие общую широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; - Умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных способностей к учению; - Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; - Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; Многозначность термина одаренности указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Важным моментом теории является классификация по видам одаренности. Выделяются АКАДЕМИЧЕСКАЯ— способность учиться ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ - умение анализировать, мыслить ЛИДЕРСКАЯ одаренность. ТВОРЧЕСКАЯ - не шаблонное мышление ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - музыка, живопись, хореография и т. п. ПСИХОМОТОРНАЯ — спортивная
Цели подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности Задачи -создание системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, обучающихся в МОУ «СОШ №21»; -разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения ; -определение и использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей; -организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
Формирование одаренности ребенка невозможно без комплекса воспитательных мер со стороны - семьи; - без школьного и дополнительного образования; - без личностно-ориентированной педагогики; - должного социального окружения и условий; - собственного труда юного дарования.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Учитель должен быть: увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; Быть проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
МЕТОДЫ: частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творчески заданий, решение нестандартных задач); исследовательский (работа с дополнительными источниками информации); проблемный; проектный.
- проведение нестандартных форм уроков; · творческие мастерские; · групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; · факультативы; · кружки по интересам; · занятия исследовательской деятельностью; ·интеллектуальный игры,конкурсы(«Ученик года»,·(Учение с увлечением,Победа над собой,школьный поэт,лучшая газета, Игры по станциям ,...) - научно-практические конференции; - участие в олимпиадах;( школьные,международные-«Русский медвежонок-языкознание для всех», «Кенгуру»,Познание и творчество...) - работа по индивидуальным планам; - сотрудничество с другими школами,этно-культурной школой,ВУЗами. - смотры знаний - предметные недели - экскурсии - праздники, концерты -использование современных средств информации -создание детских портфолио
Информация об участии в олимпиадах, конкурсах разного уровня 2010-2011 г.
На графике виден рейтинг участия школы в городских мероприятиях в 2010году
Проблемы : - создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору. - недостаточное количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации по проблеме работы с одарёнными и талантливыми детьми. В области поддержки творчества и одаренных обучающихся: - отсутствие единой концепции творческого развития обучающихся на школьном уровне; недостаточная развитость инфраструктуры сопровождения одаренных детей. Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация подпрограммы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Памятка родителям по развитию одаренности у ребенка Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления. Порицать за неуспех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком. Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страхи перед неизвестным, закаляет волю. Взрослым надо помнить, что самая яркая характеристика любого одаренного ребенка – стремление к познанию и любознательность!
Корректируя взгляд на данную проблему, формулируем понятие детская одаренность – это комплекс потребностей детей в выявлении, определении и реализации собственных способностей, склонностей и образовательных интересов. То есть, проявление одаренности ребенка связана с кругом его личных интересов и мотивации деятельности. Ибо цели и результаты его деятельности в государственных образовательных стандартов не являются необходимой составляющей, и таким образом, мы НЕ МОЖЕМ требовать от школьника обязательного в нем участия. Говорим скорее о ПОТРЕБНОСТЯХ детей - отсюда вытекает главная цель общества по отношению к одаренным детям: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ собственных внутренних потребностей молодого человека.
Библиография Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике/Внимание! Одаренность//Детское творчество -№- 2007-с.2-3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. Огнева Н.Р. Дополнительное образование как средство психолого-п6едагогического сопровождения развития одаренных детей./Внимание! Одаренность// Детское творчество- №- 2007 – с.2-4. Семанчёв Р.Ю. Детская одаренность как социальное явление/Внимание! Одаренность//Детское творчество - № - 2007-с. 2-5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М.: Просвещение, 1996. Юркевич В.С. Родители как великие инквизиторы одаренности/ Внимание! Одаренность// Детское творчество. - № - 2007 – с.2-6. Дети индиго // http://indigo.e-puzzle.ru