Педагогический проект «Одаренные дети» Авторы: методист ЦДО «Прометей» Кудряшова Н.Л., педагог дополнительного образования ЦДО «Прометей» Фомина Н.К.
Анализ ситуации В Клявлинском районе: 1739 обучающихся в ОУ из них заняты дополнительным образованием 1692 детей 97% 32 % детей имеют положительные результаты участия в различных мероприятиях
потребность общества в неординарной творческой личности способности нестандартного поведения спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Возможные пути решения данной педагогической проблемы: три направления 1. Работа по выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей. 2. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми. 3. Работа с семьей одаренных обучающихся по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Цель создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в Клявлинском районе
Задачи: . Разработать оптимальный механизм выявления одаренных детей. Обеспечивать необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в центре дополнительного образования создать благоприятные условия путем обогащения образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся. систематизировать методы работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка. расширить возможности для участия одарённых и способных воспитанников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"; Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ФЗ от 4 декабря 2007 года № 329 – ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 – 2010 годы)"
талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей
Виды одаренности
Этапы выявления одаренных I этап - аналитический— при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. II этап - диагностический — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. III. этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Выявление способностей одаренных детей
модель одаренного ребенка здоровая физически, духовно – нравственно и социально разносторонний интеллект, компенсаторные способности, высокий уровень культуры Владеющая средствами и способами исследовательского труда способный осуществить самостоятельно продуктивную деятельность находит выход из проблемной ситуации способный к саморазвитию и самообразованию осознанный выбор и освоение профессиональных образовательных программ
Ожидаемые конечные результаты Проекта: Проведенные за год конкурсы - 2, конференции - 1, олимпиады -3 Увеличенное количество детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью (до 550) Созданная системыа работы с одаренными детьми; Обеспеченные для каждого ребенка равные стартовые возможности в реализации их интересов; Стабильная мотивация развития своих способностей; Сформированная система мониторинга качества образования одаренных детей созданные условия для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
Условия развития и поддержки творческой одаренности 1.Требования к педагогу: «Не навреди», «Помоги мне это сделать самому» Совершенствование педагогической компетентности (профессиональной и личностной) 2. Учет психофизиологических особенностей детей через психодиагностику 3. Педагогическая и социальная поддержка детей: а) подбор детей в творческие группы; б) предоставление возможностей для развития творческих способностей и личностных характеристик в) социальная адаптация детей, психологическая поддержка, профессиональная ориентация г) сотрудничество и партнерство с родителями; д) отслеживание дальнейшего творчества выпускников
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: ° принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; ° принцип возрастания роли внеурочной деятельности; ° принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ° принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; ° принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Перечень мероприяти й: проведение мероприятий с интеллектуально одаренными учащимися; проведение мероприятий с творчески одаренными учащимися; проведение спортивных мероприятий; развитие материально-технической базы; развитие кадрового потенциала; поддержка одаренных детей; поддержка одаренных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Условия успешной работы с одаренными воспитанниками Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными воспитанниками. Признание руководством и коллективом центра того, что реализация системы работы с одаренными воспитанниками является одним из приоритетных направлений в работе. Включение в работу с одаренными в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Материально-техническое обеспечение: оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, спортивного зала и площадок для работы с одаренными детьми; оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми; оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений воспитанников
Кадровое обеспечение: включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми; разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми
Информационное обеспечение: функционирование сайта центра, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми; освещение работы с одаренными детьми в СМИ; издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми; информационное наполнение базы данных.
Диагностика « Метод шести думательных шляп» «Нравится ли…» Методика «Карта одаренности» Модель Дж. Гилфорда Шкала рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей Метод цветовых выборов
Литература 1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408с. 2. Куровская, С.Н. Одаренный ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157с. 3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн.,2002. 157с. 4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003. 57с. 5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72с.