Межпредметная интеграция – главный ресурс качества образования
Концепция модернизации российского образования «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция — это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенции подразделяют на Ключевые (базовые)Профессиональные
Выделяют четыре ключевые (базовые) компетенции Информационная компетенция — готовность к работе с информацией;- Коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;- Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.
Основа интеграции – единство картины мира Интегрирование ( от лат.) – восстановление;Состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому.
Интеграция - Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
В процессе интегрирования педагог реализует следующие педагогические идеи: 1. Демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;
2. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;
3. Создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;
При использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи: 1. Формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
2. Формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;
3. Развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал;
Основными дидактико- психологическими принципами становятся: 1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);
2. Культурологические принципы ( принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру ).
Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: ВнутрипредметныйМежпредметный
Могут быть разные результаты: а) Рождение абсолютно новых предметов (курсов); б) Рождение новых специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
в) Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования; г) Разовые интегрированные уроки разного уровня и характера.