КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ Т.В.СоколоваО.В.Проскурня
ИЗ ИСТОРИИ Древняя Греция – индивидуальное обучениеСредние века – индивидуально-групповая система обученияНО! Потребности общества:Повышение массовости образованияУлучшение качества образования17 век – Ян Амос Коменский – классно-урочная система обучения
Особенности классно-урочной системы обучения Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс)Работа по годовому плану (переход из класса в класс)Учебный процесс в виде последовательных взаимосвязанных частей (уроков)Каждый урок посвящается одному предметуПостоянное чередование уроков (расписание)Руководящая роль учителя (педагогическое управление)Использование разных форм, методов и средств обучения (вариативность деятельности)
Особенности классно-урочной системы ПРЕИМУЩЕСТВАСтрогая организационная структура (простота управления)Экономичность (один учитель – много учеников)Предпосылки коллективности, взаимообучения, соревновательности, воспитания, развитияНЕДОСТАТКИОриентация на среднего ученика«Скучно» сильным (опережение невозможно), не успевают слабые (оставляют на второй год)
Модификации классно-урочной системы ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ: учитель – старшие ученики – младшие ученики (учитель – мониторы – учащиеся) – до 300 учеников, низкое качествоИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯБатавская (США) – время учителя делится на работу с классом и индивидуальную работу с учащимисяМаннгеймская (Великобритания - Европа – США) – классы сильных, средних и слабых учеников, отбор через экзамены (тесты) – разные типы школи др.
Типы и виды уроков Тип урока определяется основной дидактической целью и дидактической структурой:ЦМ – НМ – ЗОП – К – (ОМ,ДЗ)ТИПЫ:ЦМ-НМ – урок изучения нового материалаЗОП – урок закрепления и применения знанийЗОП-НМ – урок систематизации и обобщения знанийК – урок контроля(ЦМ-НМ-ЗОП-К в разных комбинациях) – комбинированный урокВИДЫ: лекция, киноурок, КВН, зачет и др.
Методическая структура урока – вид урока ЗОП – повторение изученного ранееК – контроль усвоения пройденного материалаЦМ – введение в новую темуНМ – изучение нового материалаЗОП – закрепление изученного на урокеК – контроль усвоения материала урокаДЗ – задавание урока на дом
Методическая структура урока – вид урока ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетрадиК – тестЦМ – показ кинофрагментаНМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и ученикамиК – тестДЗ – задавание урока на домУрок самостоятельной работы с учебником
Психологическая структура урока ЗОП – просмотр учебника и своих записей в тетрадиК – тестЦМ – показ кинофрагментаНМ – чтение учебника с обдумыванием ответов на вопросы учителя ЗОП – проговаривание ответов отдельными учениками с коррекцией их ответов учителем и ученикамиК – тестДЗ – задавание урока на домУрок самостоятельной работы с учебником
ХОРОШИЙ УРОК Дидактическая структура не нарушает логики процесса обученияМетодическая структура соответствует дидактическойПодавляющее большинство учеников работают вместе с педагогом
Посещение и анализ уроков Контроль результатов обучения – главная обязанность администрации – объективность, достоверность информацииЗавуч – около 300 уроковДиректор – 100-150Каждый предмет в каждом классе не реже двух раз в год (рекомендация!)
Дифференциация педагогов Учителя с высокими результатами обучения – распространение опыта (рынок!)Учителя со средними показателями – работа в МОУчителя с низкими показателями:«Дальше школы не пошлют, меньше класса не дадут» - увольнение, если возможна заменаСтарающиеся – помощь по их просьбе (совместное планирование урока и затем его обсуждение)Показатели неформальные!!!
Хороший учитель Оптимальные результаты обучения (наилучшие в данных условиях, достигнутые без перегрузки учеников и учителя)Бесконфликтность по отношению к участникам образовательного процесса
Анализ урока. Цель: взять лучшее, не повторять ошибки Оптимальность постановки задач (обучения, воспитания, развития) – оценка урока по их достижениюОптимальность отбора содержания учебного материалаВыбор типа, вида, структуры урокаВыбор методов, форм, средств обучения на каждом этапе урокаРеализация принципов обученияВыполнение плана урокаДомашнее заданиеДополнительно: выделение главного, межпредметные связи, дифференциация, объективность оценок и пр. (аспектный анализ)
Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап проектирования:1) ставить общественно и личностно значимые цели обучения;2) выбирать, корректировать и составлять программу на основе Государственных образовательных стандартов с учетом особенностей и интересов учеников (в том числе разноуровневые программы, предусматривающие отдельные занятия для отстающих в учении школьников и углубленное изучение предмета заинтересованными учениками);3) осуществлять тематическое и поурочное планирование с учетом крупноблочного преподавания и преимущественно дедуктивной логики изучения учебного материала.
Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап реализации: 4) осуществлять мотивацию учения школьников 5) ориентироваться на три информационных канала восприятия - слуховой, зрительный, двигательно-моторный;6) четко выделять главное, основное в содержании учебного материала в соответствии с планируемым уровнем обучения (узнавание, воспроизведение, применение по образцу или алгоритму, творческое применение знаний);7) составлять и использовать опорные схемы, "сигналы", таблицы, отражающие логику учебного материала, акцентирующие внимание учащихся на основном содержании;8) периодически использовать учебник в качестве источника информации;9) использовать проблемные методы обучения; 10) разрабатывать дифференцированные задания для учащихся с учетом их подготовленности и индивидуальных особенностей восприятия, памяти, мышления;
Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап реализации: 11) организовывать групповую работу;12) разрабатывать и применять дидактические игры;13) давать домашнее задание с элементами творческой работы, дифференцированное с учетом подготовки и индивидуальных особенностей и интересов учащихся, с возможностью выбора учащимися заданий;14) добиваться выполнения домашнего задания учащимися, усвоения содержания домашнего учебного материала всеми школьниками;15) доводить до каждого ученика требования к знаниям и умениям и их оценке;16) разрабатывать разноуровневые контрольные работы, позволяющие поэлементно оценить знания и умения школьников;17) осуществлять контроль знаний с позиций системности и объективности.
Анализ системы работы учителя – выявление типичных приемов работы, оценка педагогических умений Этап анализа:18) оценивать результаты работы учителя;19) выявлять причины достижений и неудач в учебном процессе.Бесконфликтность:20) определять и учитывать психологические особенности учащихся в процессе обучения;21) предвидеть реакцию учеников на действия учителя;22) осуществлять бесконфликтное общение.