«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми. П.Гольбах.
В отношении к людям — это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность .В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе.
Цель: Теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности методов по нравственному воспитанию
Гипотеза: Использование разнообразных методов и форм воспитательной работы обеспечат успешность воспитательного процесса
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:1. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста; раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. 2. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников во внеурочной деятельности.3. Изучить и внедрить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование, сравнить полученные результаты. Подвести итоги, сформулировать выводы.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо».О невежах и вежливости.Что значит быть ответственным.Я не один!
Высокий уровень нравственной воспитанности выражался в способности ребенка выделять у сверстника разные ситуации неблагополучия - внешние и внутренние - и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к "другому" независимо от предпочтений и симпатий. Средний уровень нравственной воспитанности проявлялся в активном эмоциональном реагировании на затруднения и неблагополучие сверстника внешнего характера; способы сопереживания и сочувствия были однообразны и чаще всего подражательны; поведение ситуативно и избирательно.Низкий уровень нравственной воспитанности характеризовался трудностью в выявлении неблагополучия сверстника, а если оно и происходило, то эмоциональные реакции носили пассивный характер; эпизодически и фрагментарно встречались отдельные элементы проявления сопереживания и сочувствия к сверстнику. "Отстраненный" уровень нравственной воспитанности первоклассника характеризовался противоречивостью в поведении: ребенок замечал неблагополучие и трудности сверстника, о чем свидетельствовали эмоциональные реакции пассивного типа, но на данные ситуации не реагировал действенным сопереживанием и сочувствием, а наоборот, отстранялся и удалялся от происходящего
Вопросы для учащихся:Я радуюсь, когда…Я огорчаюсь, когда…Я плачу, когда…Я злюсь, когда…Мне нравится, когда…Мне не нравится, когда…Если у меня хорошие новости, то я…Если у меня плохие новости, то я…Если у меня что-то не получается, то я…Вопросы родителям:Я радуюсь, когда мой ребенок…Я огорчаюсь, когда мой ребенок…Я плачу, когда мой ребенок…Я злюсь, когда мой ребенок…Мне нравится, когда мой ребенок…Мне не нравится, когда мой ребенок…Я не верю, когда мой ребенок…Я верю, когда мой ребенок…Если у моего ребенка хорошие новости, то…Если у моего ребенка плохие новости, то…Если у моего ребенка что-то не получается, то…
Что скрывается за словами «мама» и «папа»;Окна моего дома;За что я люблю своих родителей;Радости моего дома;Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна;История и предания моего рода. И т. д.
О лени и лентяях.Об обидах и причинах обид.Эгоисты. Кто они?День рождение нашей семьи.Правда и ложь - какие они?Поступки твои и других.Можно ли обидеть словом?Можно ли обидеть больших?Я лишний ( По стихотворению А. Барто) Правдивость и честность.Свет не без добрых людей.Бережливость дороже богатства. ( Бережливость- не скупость).Моя работа.Дал слово - держи его (Правило обязательности)Мои мечты и желания.Душевность и бездушностьюЧто значит быть счастливым.Когда идешь по улице.Узнай себя.Нам счастья не сулит обида чья-то.Я могу быть волшебником.Любимый уголок родной отчизны.У каждого народа свои героиЯ люблю маму милую мою.Люби все живое.Отношения в коллективе.Если радость на всех одна.Мой класс - мои друзья.
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть.2. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает б) береженого Бог бережет; в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду.3. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь.4. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди — всё, а деньги — сор; г) деньгам все повинуются.5. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла6. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет — приятели откажутся.7. а) ученье — свет, неученье — тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь.8. а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее- свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом – тогда она, как и все привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью. Ф.Ницше