“Формирование информационной компетентности на уроках ИЗО средствами ИКТ”.
Задача современной школы- формировать у учащихся способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
ЦЕЛЬ:Выявить возможности применения компьютера на уроках ИЗО для оптимизации образовательного процесса.
Психолого-педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках искусства К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Основные дидактические принципы методики преподавания изобразительного искусства. Принцип воспитывающего обучения.Принцип научности.Принцип наглядности. Принцип активности и сознательности обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип доступности и посильности обучения.
Варианты КТ
Требования к наглядности ИКТ узнаваемость динамика продуманный алгоритм видеоряда изображенийоптимальный размер
Рекомендации к применениюнаглядности информация на экране должна быть структурирована; визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию; темп работы должен варьироваться; периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука; содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Фрагмент урока ИЗОСвободный человек, всегда ты к морю льнешь,Оно – подобие твоей души бескрайней, И разум твой влеком его безмерной тайной – Затем, что он и сам с морскою бездной схож… Ш. Бодлер
Логические ударенияизображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения, выделение проблесковым свечением.
Это объединение произведений искусства по содержаниюЧто общего и в чем различие этих произведений ?
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:а) По решаемым педагогическим задачам:б) По функциям в организации образовательного процесса:в) По типу информации: электронные и информационные ресурсы.
Цель мультимедийного урока для изучения нового материала, предъявления новой информации;для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;для обобщения, систематизации знаний
Формы применения компьютера на уроках ИЗО:использование медиа-ресурсов как источника информации; компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока; организация проектной деятельности учащихся; использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
Этапы учебного процессаПредъявление учебной информации обучающимся
Преимущества презентациивозможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;обеспечивает последовательность рассмотрения темы;иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Повторение и закрепление усвоенных знаний (умений и навыков). Определить, какое понятие объединяет эти произведения?.1.Вид искусства2.Жанр искусства3. Это изображение одного и того же человека в разном возрасте.4. КолоритКакой еще вопрос можно задать к этой экспозиции?
Если правильно ответить на все вопросы, то в выделенном столбце прочтете фамилию ученого, расшифровавшего иероглифы
Промежуточный и итоговый контроль и самоконтроль достигнутых результатов обучения.(Викторины, «Древо знаний», Тест-диктанты)
I. Определить авторов картинII. Заполнить пустые рамы
Отодвинь яблочко и ответь на вопрос.Что ты знаешь о…?
Функции компьютераИсточник информацииНаглядное пособиеИндивидуальное информационное пространствоТренажёрСредство диагностики и контроляСредство подготовки текстов, их хранениеТекстовый редакторГрафопостроитель, графический редакторВычислительная машина больших возможностейСредство моделированияПрограммированиеСоздание программных продуктовПрименение различных информационных сред
Функции учителя:Подготовка ресурсного обеспечения.Проектирование последовательности процедур и организационной структуры урока.Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж.Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых.Анализ процесса и его результатов, выделение положительного опыта и корректировка урока.
Функции ученика:Самостоятельно управляет процессом усвоения знаний.Извлекает из источников нужную информацию.Разделяет информацию на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности.Работает в удобном для него режиме.
ИнтеграцияИспользование мощного потенциала мульмедийных презентаций, и настроенных на конкретный урок и конкретную аудиторию позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.
РезультатОсознание сочетания предметной и информационной подготовки. Создание собственного интеллектуаль-ного и творческого продукта. Умение свободно работать с информацией. Умение провести рефлексию, самоанализ и коллективный анализ.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; широко использовать показ репродукций картин художников; демонстрировать графический материал (таблицы, схемы); “оживлять” картины; “посещать” крупнейшие музеи мира; “погружаться” в пространство и время; прослушивать записи песен; активизировать учебный процесс.
Результативность ИКТна ИЗО : -положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); -повышение уровня использования наглядности на уроке; -повышение производительности урока; -возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по искусству; -качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. -обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе; -умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе; -возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Литература1.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org2.Губайдуллин И. А. “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru3.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru4.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 5.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru6.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л “Вопросы Интернет-образования”, № 44 7.Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001 8.Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/ 9.Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5 10.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994 11.Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
Б л а г о д а р ю за в н и м а н и е !