«Реализация деятельностного подхода в урочной деятельности младшего школьника»
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»
«Великая цель образования – это не знания, а действия!»Герберт Спенсер
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности» - основополагающий тезис ФГОС
Основные принципы деятельностного подхода в обучении:учёт интересов учащихся;учение через обучение мысли и действию;познание и знание - следствие преодоления трудностей;свободная творческая работа и сотрудничество.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СистемОЙ дидактических принциповпринцип деятельности;принцип непрерывности;принцип целостности;принцип минимакса;принцип психологической комфортности;принцип вариативности;принцип творчества.
Деятельностный подход в обучении предполагает - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подходискать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться
Учебный процесс при деятельностном подходе - это1) взаимодействие2) процесс решения проблемных задач
При деятельностном подходе формируются компоненты учебной деятельности:- учебно-познавательный интерес;- целеполагание;- учебные действия;- самоконтроль, самооценка
Методы постановки учебной проблемы:Побуждающий от проблемной ситуации диалогПодводящий к теме диалогСообщение темы с мотивирующим приёмом
Побуждающий от проблемной ситуации диалогПедагогические действия:создание проблемной ситуации;побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации:побуждение к формулированию учебной проблемы;принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалогсистема (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока; в структуру могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приемомприем - «яркое пятно»: сообщение классуматериала, захватывающего внимание учеников исвязанного с темой урока (сказки и легенды, фрагментыиз художественной литературы, случаи из историинауки, культуры и повседневной жизни, шутки,демонстрация непонятных явлений с помощьюэксперимента или наглядности);прием - «актуальность»: обнаружение смысла,значимости предлагаемой темы для самих учащихся,лично для каждого.
Технология проблемно-диалогического обучения является результативной: обеспечивает высокое качество усвоения знаний; обеспечивает эффективное развитие интеллекта и коммуникативной компетенции, развивает способность к самостоятельному творчеству и универсальные учебные действия;здоровьесберегающей: позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Проектная деятельность
Этапы выполнения проектаисследовательский (подготовительный): вербальные методы;метод демонстрации;метод информационной поддержки;метод «мозговая атака»технологический:метод упражненийзаключительный:метод анализа;конкурс проектов
исследователь
Деятельностный подходКомпетентностный подход
Возьмём на заметкуНе для школы, для жизни учимся.Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.Макс Теодор фон Лауэ, физик, лауреатНобелевской премии
Зайцева Наталья НиколаевнаПедстаж – 8 летКачество обучения - 71%
Кондакова Галина АндреевнаПедстаж – 33 годаКачество обучения - 76%
Кувшинова Оксана ВячеславовнаПедстаж – 13 летКачество обучения - 66%
Шейкина Елена АлександровнаПедстаж – 28 годаКачество обучения - 78%