КурсыПсихология общения и культура речипреподавательКрушинская Татьяна Фёдоровна Презентация слушателя курсов учителя начальных классов Гимназии № 16 г.о. ХимкиЧуриновой Елены Николаевны Тема: «Этические принципы речевого общения».2011год
Речевое общение .Речевое общение – сложная деятельность по меньшей мере двух партнеров. Поэтому важными условиями общения являются: учет интересов говорящего постоянное внимание к своему собеседнику создание благоприятной атмосферы для речевого контакта. Как бы хорошо ни владел человек родным языком, он не сможет поделиться своими мыслями, сомнениями и открытиями, не вызовет у собеседника неподдельного интереса и сочувствия, если не будет считаться с правилами речевого поведения.
Речевое поведение .Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику , истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания .
Речевой этикет .Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (Словарь С.И.Ожегова)В энциклопедическом словаре сказано:»Этикет – установленный порядок поведения где-либо».Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда.)
Словесные формулы вежливости
Формулы речевого этикета зависит от речевой ситуации и участников общения . Кто говорит ? Изменение какого – либо элемента влечет за собой выбор иной этикетной формулы.
Приветствие «Доброе утро» .
Несловесные знаки этикета и этикетные формулы «Спасибо!», «Доброе утро!», «Здравствуйте!» и подобные формулы вежливости мыслей не выражают . Формулы вежливости – типичные этикетные знаки. Но своей звуковой материей , тем, как организована их форма, они подобны обычным словам.
Можно выделить следующие формулы вежливости: ПРИВЕТСТВИЕ .
ПРОЩАНИЕ
ПРОСЬБЫ
Благодарности
Заключение .Самый общий принцип применения знаков этикета – это вежливость, доброжелательность . « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». ( Сервантес )
Спасибо за внимание!