МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4141 195 г. Фрязино, ул. Луговая, 31 тел. 564 44 26Слагаемые профессионального имиджа педагога Подготовила проект: Федотова Валентина Александровна
Понятие имиджаИмидж - (с англ.) образ 1) облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом; 2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания. Имидж - это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.Имидж — это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой.
Личный имидж включает следующие составляющие (по А.Ю.Панасюку)- габитарную (от лат. “габитус” - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт;- кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);- речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;- средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.);- овеществленную - созданные человеком продукты его труда.
Профессиональный имиджПрофессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены:- внешняя составляющая, включающая мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя.процессуальная составляющая имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, способен оживить урок, приблизить его к естественному общению.Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Психология «победителя»Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя". Первая установка - высокая самооценка. Вторая установка – позитивное отношение к жизни. Третья установка – вера в добро. Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему. Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
«Заповеди общения»Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач.Учитесь видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Чаще улыбайтесь людям. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом, научиться управлять своими отрицательными чертами характера.
Коммуникативная толерантностьКоммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка. Принимать ребенка – это значит:проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка. Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
Вербальные и невербальные средства общения. Визуальная привлекательностьДоказано, что 35% информации школьник получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.При общении играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.Внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.
Кабинет учителяЦвета стен должны быть выкрашены в не яркие, пастельные тона. Комната должна быть светлой, просторной. Ребятам намного интереснее учиться, когда они видят много дополнительного материала не только на доске и в учебных пособиях, но и на большом экране проектора в виде презентаций по предмету, фильмов, фотодокументов. Визуальное восприятие материала запоминается всегда лучше, чем, например, материал на слух.Порядок это одно их условий формирования гармоничной личности.
СамопрезентацияДеловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества.В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам». Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:-«Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;-фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;-кинесика – телесное информирование;-дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;-владение словом – риторическая оснащённость;-флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;-коммуникативная механика – мастерство общения.
Практическая частьДеятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация.Мною было проведено интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников. Были рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу со стороны различной целевой аудитории.Таким образом, в зависимости от целевой аудитории, к педагогу предъявляются различные требования. Все эти качества в совокупности образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем педагога.
Слагаемые желаемого имиджа педагогаПо мнению учеников-подростков:внимательностьумлюбовь к детямдоброжелательностьискренностьумение общатьсяуважение к мнению учениковсовременные взглядыжизнерадостность
Слагаемые желаемого имиджа педагога (продолжение)По мнению родителей:чуткостьзаботливостьтребовательностьумение быть хорошим психологомэрудированностьувлечённость своим предметомкультура и воспитаниеумение создать дисциплинуинициативность
Слагаемые желаемого имиджа педагога (продолжение)По мнению администрациихорошие организаторские способностипрофессионализмхорошее знание предмета и владение методикойумение правильно оценивать знания учащихся
Секрет успеха профессионального имиджа учителя напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.