Мотивация на уроках и во внеурочной деятельности как показатель качества обучения Семинаравтор : учитель химииВинник Наталья Дмитриевнадекабрь 2013 г.
«…С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...» (цитата из сочинения)
Мотивация Одна из самых сложных задач психологииПредставление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы:Почему?Зачем?Для какой цели?Ради чего?Какой смысл?
Определение мотивации. Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.Что же такое мотивация?Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Что она объясняет?Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Цикл мотивации.
Виды мотивации Внешняя мотивацияВнешне положительные.(Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.)Внешне отрицательные.(Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)Внутренняя нравственно – волевая мотивация
Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации3-й этап. Мотивация завершения
1-й этап. Возникновение мотивации 1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.);2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.);3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)
2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации чередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности;поисковая деятельность учащихся;- самоконтроль и самооценка.
3-й этап. Мотивация завершения Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо:усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя;позитивное восприятие одноклассников и самих себя ;-создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы- Мотивация- это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель. В основе мотивов лежат определенные потребности. этот процесс побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Какие мотивы побуждают школьников учиться Начальная школаВедущие мотивы:- чувство долга- престижная мотивация – желание получить высокую отметку;- мотив избегания санкций.Основная мотивация: внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения. Подростковая школаСтойкий интерес к определенному предмету.Мотив избегания неудачи.Желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных.Мотивация, вызванная подростковыми установками Старшая школаМотивация продолжения образования.Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего.Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний.Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам.Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.
Два основных вопроса мотивации: 1. К чему побуждать? → вопрос направленности 2. Как побуждать? → вопрос энергии
Формирование мотивации учения Компоненты мотивационной сферы Установки и действия педагогаИспользование проблемных ситуаций, способов, дискуссий;Нестандартная форма проведения урока;Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;Эмоциональная речь учителя;Применение поощрения и порицания
Общая структура мотивации к учению а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха д) Компенсаторная мотивация в) Престижная мотивация г) Мотивация избегания неудачи
Познавательная мотивация Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность
Компенсаторная мотивация У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека, а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Условия хорошей мотивации учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными;важно определить достаточно времени на работу;деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер;оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев;стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей;положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.Увлечённость предметом.Любовь к работе.Доброжелательное отношение к учащимся.Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).Стремление к максимальной гибкости.Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.Умение придать личностную окраску преподаванию.Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон
Спасибо за внимание!