ГИА по русскому языку.Тренировочные упражнения к заданиям В1, В7, В9, В1Подготовила:Мальченко Елена Геннадьевна, учитель Филипповской средней общеобразовательной школы Ордынского района Новосибирской области В1. Подберите стилистически нейтральный синоним
В7. Запятая в сложноподчинённомпредложении.В9. Определениеколичестваграмматических основ впредложенииВ14. Типы подчинения всложноподчинённомпредложении с несколькими придаточными
Выпишите номера запятых, разделяющих части сложноподчинённого предложения. ! Предложение может оказаться и не сложноподчинённымОпределите количество грамматических основ во всех предложениях. (Запишите количество цифрой.)А.Гора,(1) высившаяся над городом,(2) сверкала вся,(3) как глазированный кулич.
Б.Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси,(1) однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.В.Из чащобы все время доносились неясные шорохи,(1) и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
Г.Охотник,(1) вздрогнув,(2) быстро оглянулся,(3) потому что в кустах он услышал какой-то шум.А.Впервые я услышал,(1) как шелестит лист(2) падающий поздней осенью с дерева.Б.Нынче,(1) в пять часов утра, (2) когда я открыл глаза, (3) в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В.Должно быть,(1) каждый из нас подумал о лесных ручьях, (2) которые бегут под буреломом, (3) о мерцающих звездах.Г.Слышно было,(1) как мать звенела стаканами,(2) разливая чай.Д.Летят к вербе пчелы,(1) бабочки,(2) потому что их привлекают душистые сережки.
3.Определите тип подчинения: параллельное, последовательное, однородное (соподчинение)А. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.Б. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
В. Когда слушаешь по-настоящему хорошую музыку, душа наполняется тем, что ей действительно необходимо, чтобы она могла жить, дышать, любить.Г. Никогда не успокаивайся на том, что имеешь, чего уже достиг, к чему так долго шёл.
Ответы1.А. Простое. 1 грамматическая основа – гора сверкалаБ. Сложносочинённое. 2 грам. основы – отогнали, приходилось отражатьВ. Запятая -1. 2 грам. основы – шорохи доносились, мальчики не могли успокоиться Г. Запятая – 3. 2 грам. основы – охотник оглянулся, он услышал
2.А. Запятая – 1. 2 грам. основы - я услышал, шелестит листБ. Запятые – 2, 3. 2 грам. основы – я открыл, повеялоВ. Запятые – 2, 3. 2 грам. основы – каждый подумал, которые бегутГ. Запятые – 1. 2 грам. основы – слышно было, мать звенелаД. Запятые – 2. грам. основы – летят пчёлы, бабочки, серёжки привлекают.
3.Определите тип подчинения: параллельное, последовательное, однородное (соподчинение)А. Легко работать, (когда?) когда знаешь, ( о чём?) что труд твой ценят. ( последовательное)
Б. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, ( в чём?) что он не успел рассказать нам и сотой доли того, (о чём? ) что превосходно видел и знал? ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
В. (КОГДА?)Когда слушаешь по- настоящему хорошую музыку, душа наполняется тем, (чем?) что ей действительно необходимо, чтобы она могла жить, дышать, любить. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
Г. Никогда не успокаивайся на том, ( НА ЧЁМ?) что имеешь, ( НА ЧЁМ?) чего уже достиг, ( НА ЧЁМ?) к чему так долго шёл. ОДНОРОДНОЕ (ИЛИ СОПОДЧИНЕНИЕ)