МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1»Употребление стилистически ограниченной лексикиУрок русского языка в 10 классе
Слова с пониженной стилистической окраской (разговорные)Слова с повышенной стилистической окраской (книжные)называют предметы, действия, признакиупотребляются во всех стиляхне заключают в себе оценки соответствующих понятийобщеупотребительныеОсень, лето, школа, сад, огород, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, плохо, интересно и т.д.
Разговорная лексика - это слова, которые употребляются в повседневной обиходнойречи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной. Называют соответствующие понятияИмеют определённую экспрессивную окрашенность, т.е. включают положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений
Разговорная лексика Просторечные слова
Книжная лексика - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официально-деловых документах, публицистике.
Задание: В учебнике прочитайте материал об употреблении книжной лексики (с.20-22). Выпишите характерные черты каждого стиля речи, приведите примеры.Найдите ошибки в приведённых примерах:Уборку картошки крестьяне закончили в срок.Карболка – кристаллическое вещество своеобразного запаха.В означенном рассказе Чехов писал…Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма. («Поднятая целина»)
Помните! При выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его возможную стилистическую закреплённость и экспрессивную окрашенность.Диалектная, жаргонная и арготическая лексика может использоваться в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита.