О-А на конце наречий. Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С.Р.МОУ СОШ № 5 г.Светлого Калининградской области
План урока:1. Проверка д./ з.2. Творческий диктант «Кто такой?».3. Тест по теме.4. Повторение пройденного материала в парах..5. Объяснение новой темы.6. Решение тренировочных заданий:а) задание по вариантам,б) оттачивание орфографической зоркости,в) работа по группам.7. Вывод.8. Домашнее задание.
Проверка домашнего задания: Рычажок, камешек, жёлудь, подстережёт, плюшевый, скворчонок, отсечёт, бельчонок, черешенка, грибочек, свежо, лишённый, свечой, чужой, алычой, кашей, пережжёт, шорох, вовлечёт, ландышевый, глянцевый, сучок, снежочек, крыжовник, горячо, обнажённый, дачей, на свежем, рубашонка, чёрный, стосвечовый.Какие части речи встретились, какими правилами пользовались?
Творческий диктант «Кто такой?» 1. Сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий материалы с места событий. (Корреспондент).2. Человек, совершающий поездку. (Пассажир.)3. Работник умственного труда. (Интеллигент)Запомни: настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: “ Ел ли?” 4. Тот, кто любит трудиться. (Труженик.)5. Тот, кто занимается мошенничеством. (Мошенник.)Запомни: труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы - н -, а мошенник себе их запросто наворовал.6. Взрослый человек, лицо, противоположное женщине по полу. (Мужчина.)Запомни: настоящий мужчина состоит из мужа и чина.7. Время и события, следующие за настоящим. (Будущее.)Пример: Счастливое будущее.Запомни: пишем без ю!Проверь: я буду, а не будую!8. Наступающий непосредственно вслед за чем – нибудь, ближайший после кого – чего – нибудь. (Следующий.)Пример: На следующий день.Запомни: пишем с ю!Проверь: я следую, а не следу!9. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей. (Горизонт)Запомни путём дробления слова на части: гора+зонт.Правильно написанные слова проецируются на экран. Оценку в оценочный лист выставляет сам ученик.
Слова для проверки: Корреспондент, пассажир, интеллигент, труженик, мошенник,мужчина, будущее, следующий, горизонт.
Повторение пройденного материала в парах. 1. Что такое наречие?2. Степени сравнения наречий.3. Не с наречиями на – о и – е.4. Приставки не и ни в отрицательных наречиях.5. Одна и две – н – в наречиях на – о и – е.6. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. (Оценка выставляется в оценочный лист друг другу.)
Объяснение нового материала. Буквы -о и -а на конце наречий с приставками из –, до – , с –. Суффикс аИскоса косой. Бесприставочные Снова новый. прилагательные.Справа правыйСуффикс оДоходчиво доходчивый - с приставкой Доверчиво доверчивый - с приставкойСпособ образования слов – приставочно- суффиксальный.
Буква -о и на конце наречий с приставками в –, на –, за –. Затемн… тёмный, светлый;Влев… левый, правый;Наскор… скорый, глухой.Какой способ образования?
Задание по вариантам: Выполнение упр. 245.1 вариант выписывает наречия с суффиксами – А (- Я)2 вариант выписывает наречия с суффиксом – О.Поменялись, выставили друг другу оценки.
Оттачивание орфографической зоркости. Издавна мы сгоряча, но изредка могли написать” у-чав-ство-вать”.Задание:Составьте своё предложение с противоположным смыслом этому, с употреблением правильного написания слова.
Работа по группам. 1 группа – Произведите морфемный разбор слов: бесполезно, сначала, начисто, беспристрастно.Назовите способ образования слов.2 группа – Из упр. 248 выпишите наречия со словами, от которых они зависят и подчеркните их как члены предложения. 3 группа - Подберите синоним к слову беспристрастно. Сделайте морфемный разбор. Объясните лексическое значение слова пристрастие Назовите способ образования следующих слов: издалека, докрасна, издавна. 4 группа – Придумайте 4 простых предложения с наречиями на изученную орфограмму. Обозначьте её.Результат зафиксировать в оценочный лист.
Подведение итогов. Сформулируйте суть нового правила, приведите примеры.
Домашнее задание: Выучить параграф 41и запишите его в памятки.Выполните упр. № 249.