Анализ художественного текстаФормирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ с.л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст»
Новые государственные образовательные стандарты основного общего и полного среднего образования предполагают формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции. Это значит, что к концу обучения старшеклассники должны овладеть всеми видами речевой деятельности, в том числе и способностью к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Федеральный компонент государственного стандарта одной из целей изучения литературы ставит: - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы»(основная школа), - «Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний»(старшая школа, базовый уровень).
Чтобы сформировать у учеников коммуникативные компетенции, необходимо развивать речевое мышление школьников, а также способности понимать чужую речь и создавать собственное высказывание.Безусловно, чтение – это один из способов общения людей между собой, т.к. в процессе чтения читатель вступает в диалог с писателем. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой современного литературного образования – ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ.
Почему же на уроках литературы чтение из удовольствия превращается в трудовую повинность?
На этот вопрос развернуто отвечает в своей книге «Обучение анализу поэтического текста» Софья Львовна Каганович.
С.л.кАГАНОВИЧ Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой воплощается и индивидуально-авторское видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Текст мы рассматриваем как основную единицу речевого общения, имеющую внешнюю и внутреннюю, содержательную стороны. К внешнему оформлению текста относится и выбор автором типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания – соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств, как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения.
С.л.кАГАНОВИЧ В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Безусловно, без анализа художественного текста не обойтись. Но искусство анализа – не самоцель, а средство развития эстетического, интеллектуального, творческого потенциала человека.Как разрешить это противоречие?
К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на интеллект, на стремление вычленить тему, идею, художественные средства. Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания ученика. При таком подходе улавливается лишь то, что лежит на поверхности, за пределами анализа чаще всего остаются глубинные слои смысла.
Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления.Еще Л.Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.
вариант алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенный с психологией его восприятия, требующий преимущественного внимания к художественной форме: - структура образной системы;- полисемантизм ключевых слов текста;- ассоциации;- ритмическая и звуковая организация стиха.
Упрощенный вариант такого анализа поэтического текста можно представить следующим образом: Первичное чтение, знакомство; «О чем текст?» Второе чтение, интерпретация текста; Выстраивание ассоциативных образных цепочек; Выявление авторской позиции; Обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п.; Выявление главной мысли произведения; Сопоставление анализируемого произведения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора; Рассмотрение данного произведения в контексте мировой литературы.
Главный принцип такого анализа: от слова – к образу, от прямого значения слова – к его многозначности, от формы – к содержанию.Плюсы предлагаемой технологии:- Универсальность;- Положительная мотивация к чтению;- Рассмотрение формы и содержания в единстве;- Соотнесенность с требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы и с требованиями Единого государственного экзамена по литературе;- Развитие воображения и ассоциативного мышления.
Не менее интересным является подход к анализу художественного текста, предложенный кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ Бобровой Светланой Владимировной – «Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников на уроках русского языка».
Второй вариант анализа текста схож с первым, но его отличительная черта – это универсальность алгоритма как для поэтического, так и для прозаического текста.
В своей работе Боброва С.В. говорит о трех уровнях текста: Семантизирующий (человек воспринимает текст, осознает только значения лингвистических единиц, не понимая текста в целом).Когнитивный (человек осознает смысл текста, соотнося его с какой-либо ситуацией действительности).Распредмечивающий (человек пытается понять текст автора адекватно его замыслу и, быть может, значительно шире).
Нам известно, что любой текст представляет в своих синтаксических конструкциях общую модель языкового видения человеком мира.Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем определить по названию текста или первым строчкам, первому предложению.Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости ориентации в произведении нам помогают абзацы.Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении – по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора.Одновременно выделяем грамматические основы предложений текста – строим ту ситуацию действительности, которую описывает автор произведения.Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд являются ключевыми, основными для понимания мысли автора, определяем их значение.Обращаем внимание на те образные средства, которые использовал автор для построения своего текста, и выясняем их роль.
Строим художественную картину, описываемую автором.Соотносим художественную действительность со своим опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения других произведений.Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит автор данного произведения.Формулируем смысл текста, проговариваем его.Обсуждаем свое впечатление с теми, кто также читал это произведение, и стараемся доказать правильность сделанных выводов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лексико – семантический анализВыявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа .
Лингво – стилистический анализ- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения.- Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, ритмика, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмы – мужской и женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). - Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.- Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение .
В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.В контексте национального литературного процесса: найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.
Найти черты сходства двух текстов на уровне: Сюжета или мотива;Образной системы;Лексики;Изобразительных средств;Синтаксических конструкций;Других параметров, подсказанных самими текстами.Найти различия на тех же уровнях.Объяснить выявленные различияВ произведениях одного и того же автора:Разницей времени написания, определившей изменение взглядов;Различием художественных задач;Противоречиями мировоззрения и мироощущения;Другими причинами;В произведениях разных авторов:Различием художественных миров;Если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.
1.Общая характеристика произведения, его общий смысл.2.Общие принципы построения художественной системы произведения:Роман идей (Достоевский);Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.);Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой).3.Место эпизода в композиции произведения (экспозиция, завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в развитии его сюжета.4.Функция эпизода в художественной системе произведения:Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?);Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?);Создает определенное настроение у читателя (Какое?).5.Структура самого эпизода:Место действия (может быть, на фоне природы – тогда роль пейзажа);Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и т.п.);Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог, монолог, их функция);Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде.6.Выводы.