О некоторых особенностях анализа художественного текста
Часть С состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. В предыдущие годы для анализа предлагался текст публицистического характера. С 2012 года в качестве экзаменационного материала в КИМы вводятся тексты художественного стиля. Работа с текстами такого формата у выпускников вызвала затруднения. (По материалам выступления председателя комиссии по подготовке КИМов И.П.Цыбулько)
Текст художественного стиля отличает его цель - воздействие через художественный образ Если рассматривать художественный текст как материал для элемента С, то в таком тексте обнаруживаются такие особенности: емкость и многоаспектность проблематики сложность выявления авторской позиции богатство материала для комментария
Внимательное прочтение текста Выделение слов и словосочетаний, помогающих автору нарисовать картину. Маркирование слов, создающих образ Поиск эмоционально-оценочных слов, раскрывающих позицию автора Анализ отобранного материала и размышление над проблемой Повторное чтение и одновременное заполнение таблицы
Вступление. Анализ ключевого слова Формулировка проблемы Комментарий по тексту к сформулированной проблеме Формулировка позиции автора Формулировка собственного мнения Аргументация Заключение
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Частотные слова в рассказе красавица – 4 раза чиновник-отец – 4 раза мальчик-сын – 4 раза дом – 3 раза. Смысловые цепочки Отец – красавица – сын - дом Чиновник – красавица – мальчик - одиночество
Определяем тематику текста Человек и его дом( семья) Внутренняя и внешняя красота Проблема красоты. Какая красота является истинной ? 2. Проблема отношений в семье. Что является основой семьи?
Комментируем одну из проблем Для текста художественного стиля - комментарий текстуальный Глаголы-комментаторы и конструкции Раскрывая проблему, автор (рассказчик) в художественном тексте создает образ …….., изображает …… показывает героя ……, с симпатией (антипатией) раскрывает …… поступок героя свидетельствует о том, что ……..; слова (мысли) героя показывают, что… .
Позицию автора можно ввести такими сочетаниями… Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения, стремления) героя,- сочувствует … Симпатии автора на стороне … Автор приходит к выводу (приводит нас к выводу) о том, что… Свою позицию ученик может заявить, начиная со слов Рассказ произвел впечатление, осталось чувство... Интересно обращение автора к этой проблеме Аргументы учащийся подбирает, как и при работе с публицистическим текстом.
I. Логические (рациональные) аргументы. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). Статистика (количественные показатели развития производства и общества). Законы природы. II. Иллюстративные аргументы - примеры. Их задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. - пример-сообщение - литературный пример - предположительный пример III. Ссылки на авторитет: мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.; цитата из авторитетного источника;
Спасибо за внимание!