PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Филологический анализ художественного текста
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Филологический анализ художественного текста


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Филологический анализ художественного текста


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 МАСТЕР-КЛАСС(урок-исследование) ТЕМА : «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕ
Описание слайда:

МАСТЕР-КЛАСС(урок-исследование) ТЕМА : «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»Возвращение Григория Мелехова на хутор(финал романа М. Шолохова «Тихий Дон»:Т.4, ч. 8, гл. 18)Учитель русского языка и литературы УХАБИНА М. Г.

№ слайда 2 1.Познавательный аспект: повторить термины;развивать умения различать тропы, сти
Описание слайда:

1.Познавательный аспект: повторить термины;развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности.2. Развивающий аспект:развивать мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

№ слайда 3 3. Воспитательный аспект:развитие ценностных отношений к родному языку; воспитан
Описание слайда:

3. Воспитательный аспект:развитие ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;совершенствование навыков этичного межличностного общения.

№ слайда 4 ПРОБЛЕМА (сформулируйте её в виде вопроса) Как сделать так, чтобязык был лучшим
Описание слайда:

ПРОБЛЕМА (сформулируйте её в виде вопроса) Как сделать так, чтобязык был лучшим из того,что есть на свете – красивым,величественным, выразительным?ы

№ слайда 5 Как связана проблема с темой урока? - Для чего могут использоваться средства выр
Описание слайда:

Как связана проблема с темой урока? - Для чего могут использоваться средства выразительности?- Средства выразительности языка - это путь к выразительной , образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

№ слайда 6 1. Повторить термины2. Скорректировать умение находить средства выразительности
Описание слайда:

1. Повторить термины2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур, и др. средств выразительности.3. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

№ слайда 7 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯРАБОТА В ГРУППАХ
Описание слайда:

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯРАБОТА В ГРУППАХ

№ слайда 8 РАБОТА В ГРУППАХгруппа №1 1. О чём рассказывается в последней главе романа? 2. Н
Описание слайда:

РАБОТА В ГРУППАХгруппа №1 1. О чём рассказывается в последней главе романа? 2. Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку в 1-ом абзаце. 3.Какую стилистическую фигуру использует автор в первом абзаце? Назовите её. 1. В последней главе романа рассказывается о возвращении домой и «разоружении» главного героя романа Григория Мелехова. 3. В первом абзаце автор использует стилистическую фигуру антитезу (противопоставление): «выжженная и потрескавшаяся земля» противопоставлена зеленеющей степи, над которой трепещут «в голубом небе бесчисленные жаворонки».

№ слайда 9 4. Какая лексика используется в первом абзаце? 5. Что утверждается при использов
Описание слайда:

4. Какая лексика используется в первом абзаце? 5. Что утверждается при использовании данной лексики? 6. Какой троп вы можете найти в последней строчке романа? Что он подчёркивает? 5. С её помощью утверждается мысль о неустроенности человеческого бытия, противопоставленного гармонии природы. Образ истерзанной огнём земли соотносится с изломанной жизнью главного героя: как «выжженная палами степь, чёрная стала жизнь Григория». 6. В последней строчке романа используется троп – оксюморон («холодное солнце»). Оксюморон подчёркивает противоречивость, непредсказуемость земного существования.

№ слайда 10 7.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использ
Описание слайда:

7.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использует автор? 8. Какой лексикой насыщено данное описание? 9. Приведите примеры антонимов. 7. Используется приём контраста в описании степного ландшафта. 9. Порушила – осталась; жизнь – смерть; земля – небо; огонь – вода; чужой – родной; чёрный – белый; лес – степь; дождь – солнце; весна – осень; день – ночь.

№ слайда 11 РАБОТА В ГРУППАХгруппа №2 1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном т
Описание слайда:

РАБОТА В ГРУППАХгруппа №2 1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном тексте? 2.Как описана природа в данной главе? 1. Мы можем найти примеры цветовой лексики, использованной в пейзажной картине. Она придаёт тексту живописную образность:«бурые верхушки чернобыла», «зелёная трава», «голубое небо», «чёрная земля», «сизая зола», « тёмная пыль».

№ слайда 12 3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы
Описание слайда:

3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы усилить эмоциональную нагрузку речевых построений? 4. Какой тип речи использовал автор в этих абзацах? Почему вы так думаете? 3.В синтаксических конструкциях повторяется приём инверсии, который усиливает эмоциональную нагрузку речевых построений, придаёт тексту интонационную выразительность: «не гнездует над ней птица», « стороной обходит её зверь…».

№ слайда 13 ТИПЫ РЕЧИ 1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о каком-то событии в его временной после
Описание слайда:

ТИПЫ РЕЧИ 1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о каком-то событии в его временной последовательности:Завязка --- развитие события ---кульминация (напряжённый момент) --- конец собыбытия(развязка). 2. ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков (пейзаж, портрет). 3. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли3 части:1 - тезис (высказывается какая-то мысль, проблема)2 - доказательства или опровержение3 - вывод или заключение.

№ слайда 14 РАБОТА В ГРУППЕ №2 5. Какой тип речи использует автор в последующих абзацах? 6.
Описание слайда:

РАБОТА В ГРУППЕ №2 5. Какой тип речи использует автор в последующих абзацах? 6. Какая часть речи наиболее часто здесь употребляется? Найдите её. 7. Какое лексическое средство выразительности использовано в этих абзацах? 5. В следующих абзацах изобразительный момент уступает место повествовательному. 6.Наиболее часто употребляются глаголы: «скитался, не поехал, переправился, добывали, погуляли, поглядели, пролили, окружили, спаслись»

№ слайда 15 8. При помощи чего создаётся хронологический контекст главы? 8. Хронологический
Описание слайда:

8. При помощи чего создаётся хронологический контекст главы? 8. Хронологический контекст главы создаётся с помощью лексики с временным значением: «раннею весной», «трое суток», «несколько дней», «на исходе пятого дня», «в апреле», «до октября», «с неделю», «ночью», «как-то днём», «с самой осени», «за полгода», «с рассветом», «с той поры», «к Первому маю». Точная временная адресация создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия», «служат приметами исторического времени.

№ слайда 16 9. А что создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего? 10. Обо
Описание слайда:

9. А что создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего? 10. Обозначено ли в тексте художественное пространство? Если да, то чем? 9.Точная временная адресация создает ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия» служат приметами исторического времени 10. Художественное пространство в тексте обозначено географическими названиями (Дон, Астрахань, Вешенская), вмещает лес, степь, дубраву, калмыцкие степи; в заключительном абзаце границы пространства беспредельно раздвигаются, включая в себя «весь огромный, сияющий под холодным солнцем мир». Мысль автора движется от земли к небесам – «к холодному солнцу».

№ слайда 17 1. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего
Описание слайда:

1. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом в данном контексте? Почему? 1. Слово «земля» в данном контексте является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом. Здесь оно выступает сразу в нескольких значениях: в буквальном («выжженная земля», «обуглившаяся земля»); в переносном, равнозначном понятию «жизнь» («всё, что пока роднило его с землёй»; «цеплялся за землю»), а также в качестве синонима к словосочетаниям «родные места», «родной двор», «родной дом», «родной хутор». Мечась между враждебными лагерями, безжалостно уничтожающими друг друга, Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. Не случайно в конце главы возникает образ освобождённого ото льда берега («лёд отошёл от берега») как символ надёжного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает читателю, что Мелехов нашёл, наконец, свой причал. Прощаясь с оружием, Григорий бросает под лёд винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог жизненным исканиям.

№ слайда 18 2. Что понял Григорий Мелехов в конце романа? 3. Случайно ли возникает образ бер
Описание слайда:

2. Что понял Григорий Мелехов в конце романа? 3. Случайно ли возникает образ берега? 5. Какой окончательный выборДелает Григорий? 2.Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. 3.Образ освобожденного ото льда берега («лед отошел от берега»), выступает как символ надежного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает нам, что Григорий нашел, наконец, свой причал. 5.Прощаясь с оружием, Мелехов бросает под лед винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог его жизненным исканиям.

№ слайда 19 РАБОТА В ГРУППЕ №3 4. Найдите в тексте фольклорные истоки русской речи. 5. Произ
Описание слайда:

РАБОТА В ГРУППЕ №3 4. Найдите в тексте фольклорные истоки русской речи. 5. Произошло ли нравственное возрождение Григория Мелехова в конце романа? 4. Числовая лексика, использованная автором, не только воплощает фольклорные мотивы в повествовании: семеро разбойников; первая пуля, вторая, третья; до трёх раз падал с коня Фомин, на третий раз нашёл свою смерть (в сказках судьбу испытывают трижды), но и отмечает важность происходящего. «Апостольское число в контексте главы («двенадцатый казачий полк», «двенадцать обойм патронов») позволяет предположить, что в поисках правды главный герой романа трудился с неослабевающей духовной напряжённостью.

№ слайда 20 ГРУППА№3 6. Какую роль выполняет последняя глава романа?7.Как сложится мирная жи
Описание слайда:

ГРУППА№3 6. Какую роль выполняет последняя глава романа?7.Как сложится мирная жизнь героя? 6. Последняя глава романа выполняет роль развязки в сложнейшей событийной канве произведения. 7.Финал остаётся что позволяет читателю самому решить, как сложится мирная жизнь героя.

№ слайда 21 - Какие цели и задачи мы ставили в начале урока?2. Что получилось?3. Что не полу
Описание слайда:

- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока?2. Что получилось?3. Что не получилось?4. Какую практическую помощь вы получили сегодня на мастер-классе для подготовки к экзамену?5. О чём мы не должны забывать?

№ слайда 22 Родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
Описание слайда:

Родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

№ слайда 23 за настоящее, будущее русского языка. СЛУШАЙТЕ!!! ДУМАЙТЕ !!! РЕШАЙТЕ!!!КАКИМ ОН
Описание слайда:

за настоящее, будущее русского языка. СЛУШАЙТЕ!!! ДУМАЙТЕ !!! РЕШАЙТЕ!!!КАКИМ ОН БУДЕТ, НАШ ЯЗЫК… Относитесь к языку как к «дару бесценному», как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек».

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru