Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова
1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/.2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/.
Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться
Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
Художественно-выразительные средства языкаФонетическиезвукопись,аллитерация,ассонанс и т.д.Лексическиеисторизмы,архаизмы,неологизмы,синонимы,антонимы и т.д.Яыковыеэпитеты,метафоры,олицетворениясравнения,гиперболы и т.д.Синтаксиче-скиеинверсия,градация,риторическийвопрос и т.д.
Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова:Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней. А как же Пушкин ? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!..Да, непоправимая ,но не бессмысленная. Да , «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно ,все остальное не важно.
Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах:Как ни гнетет рука судьбины,Как ни томит людей обман,Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев
Эпифора- повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет;Камням и порогам Не найден счет… Э.Багрицкий
Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте.В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….
Параллелизм- развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: День –как трава расстилаюся.Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов
Инверсия –необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него ,суровая, ничего не прощающая, подавала она ему воду молча.Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.
Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правдыСтерты в мирах, в годах , в часах… А.БелыйПолная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий
Период -это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.
Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем. О времена ! О нравы!Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?
Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни./Этим летом я впервые в жизни увидел море /.
Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте.Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры».Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/ .