Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Алгоритм выявления проблемы художественного текстаПроанализируйте поступки, отношения , речь героевОпределите, какие положительные и отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях.Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества?Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова
Выявите основную мысль текстаЗапишите её в виде законченного предложенияОпределите, на какой вопрос отвечает это предложение.Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Текстовой комментарий Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… ( взаимоотношений кого с кем)Не случайно писатель изображает .. ( кого , что)Поступок героя свидетельствует о том, что…Слова, мысли героя показывают, что…Автор осуждает/ одобряет ( поступки) героя ( героев).Автор сочувствует своему герою …Симпатии автора на стороне ….
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто.К счастью, есть предприятия , которые жёстко следят за качеством своей продукции.Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.Так что учитесь у великих: размышления о жизни помогут вам лучше понять себя.Риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказать о талантливых людях!Как много во всём этом ума и чувства красоты!
Герой – пример положительныхкачеств Герой – примеротрицательныхкачествПозиция автора
Текстовые конструкции для выражения авторской позиции.Автор считает, что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…Автор призывает нас …Автор осуждает( кого/что, за что)..Автор убеждает нас в том…