Исследовательская работа по русскому языку.Тема: "Соблюдение в письменной речи стилистических, лексических и грамматических норм."
Цель:- развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.Задачи: - установление типичных ошибок письменной речи учащихся;- выработка навыков соблюдения лексических и грамматических норм русского литературного языка.
Проблема исследования.Почему избрана эта тема? Xорошее и отличное знание орфографии и пунктуации не позволяет получить желаемую оценку по сочинению или изложению. Причина – логические, стилистические, лексические и грамматические ошибки. Мы решили установить, какие ошибки чаще всего встречаются в творческих работах учащихся нашего класса, и провести работу по их предупреждению.
Гипотеза: изучение теоретического материала и учебно-методических рекомендаций по данной теме позволит осуществить систематизацию знаний о стилистических, речевых и грамматических нормах русского литературного языка и совершенствовать речевую культуру.
Методы, которыми мы руководствовались, проводя исследование:планирование деятельности,наблюдение,сопоставление единичных фактов,сравнение,классификация фактов,обобщение.
План эксперимента:1. Изучение теории вопроса в специальной литературе. 2. Определение типичных ошибок в творческих работах учащихся.3. Классификация ошибок.4. Подбор заданий для работы над ошибками.5. Самостоятельное составление тестовых заданий, содержащих материал по предупреждению лексических и грамматических ошибок.
Речевые ошибки:- употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении,- смешение синонимов,- неумение использовать паронимы,- незнание значения заимствованного слова,- нарушение лексической сочетаемости слов в свободном словосочетании,- нарушение компонентов фразеологизма,- неоправданное употребление рядом однокоренных слов (тавтология),- неоправданное повторение одного и того же слова, бедность речи, - употребление лишнего слова (плеоназм),- двусмысленность при употреблении личных или указательных местоимений,- нарушение видовременных соотношений глагольных форм,- однообразие синтаксических конструкций,нарушение стилевого единства:- употребление слова иной стилевой окраски, - смешение лексики разных исторических эпох (архаизмов, историзмов, неологизмов),- неуместное употребление просторечных или диалектных слов,- неуместное употребление экспрессивно окрашенного слова.
Грамматические ошибки:- ошибочное образование слов или грамматических форм,- ошибка в согласовании,- ошибка в предложном или в беспредложном управлении, - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, - нарушение видовой или временной связи сказуемых в отдельных конструкциях,- пропуск необходимого слова,- нарушение границ предложения,- в построении предложения с причастным оборотом,- в построении предложения с деепричастным оборотом,- в построении предложений с однородными членами,- при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью,- в построении сложного предложения.
Примеры речевых ошибок
Примеры грамматических ошибок
Упражнения для предупреждения грамматических ошибок 1. Согласование сказуемого с подлежащим.Укажите предложения с грамматическими ошибками.1) Музей-квартира художника закрыта на реставрацию.2) В журнале опубликована рецензия о книге.3) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое.4) Правление клуба, в том числе председатель и заместитель, много сделали для организации вечера. 2. Построение предложения с однородными членами.Укажите предложения с грамматическими ошибками.1) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах, докладах и журналах.2) Трест организовал и руководит предприятиями.3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение.4) С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все участники спектакля.
Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении? Проводя в дальнейшем исследовательскую работу, необходимо изучать сформированность умений:- умения формулировать главную проблему текста в соответствии с авторским замыслом,- правильно определять и выражать авторскую позицию,- ясно и корректно высказывать собственную точку зрения на проблему, поднятую автором,подчинять композицию сочинения коммуникативному замыслу, умения соблюдать стилистические нормы русского языка.