ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «СИНОНИМЫ: ВЫСОКИЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ И СНИЖЕННЫЕ» Выполнили ученицы 8 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»Дёмышева Алина Дмитриевна и Самигуллина Диана Джамильевна Руководитель: учитель русского языка и литературы Воробьёва Л.В. Подольск2013 год
Почему я не слушал на уроках про синонимы?
Цели и задачи нашей работы Цель работы: помочь учащимся 9-классов подготовиться к заданию В 1 тестовой части ГИА. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) вспомнив изученное по теме «Синонимы», глубже освоить данную тему; 2) провести лингвистическое исследование и сделать выводы на основании его результатов; 3) собрать и проанализировать языковой материал; 4) создать конечный продукт – небольшой словарь синонимов.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
бегемот гиппопотам
Группа слов, объединённых синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. Например: спать – почивать – дрыхнуть.
Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка. Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом – квартира.
Синонимы могут различаться:1) компонентами лексического значения (например, жадный – скупой: общий компонент смысла – «одержимый страстью к деньгам», но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой – «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти – брести, открыть – распахнуть;
2) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать – почивать – дрыхнуть, есть – вкушать – жрать, здравствуй – привет – здорово;
3) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня: слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся в слове разговор, при этом болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти – тащиться – шествовать – переться;
4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д. – разинуть рот) или полностью (позиционные синонимы – слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец, стая птиц, волков, косяк рыб, свора собак, табун лошадей;
5) степенью современности: шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт – геликоптер;
6) сферой употребления: повар – кок (проф.), петух – кочет (диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными.
Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание – лингвистика, бросать – кидать, тушить – гасить, в течение – в продолжение). Полных синонимов в языке не очень много.
Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания – фразеологизмы: умереть – отдать богу душу. Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отбросить коньки.
Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделятся также контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые вступают в синонимические отношения только в определённом контексте (например, сказать – прошепелявить – брякнуть – рявкнуть – заикнуться).
Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Характерные для разговорного стиля языковые средства на уровне лексики и словообразования: – использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить); – преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов; – экспрессивность и оценочность в лексике и слообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный); – частое использование фразеологизмов
Стилистические пласты лексики Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за и др.).
Стилистические пометы «бран.» - бранное «высок.» - высокое «ирон.» - ироническое «книжн.» - книжное«неодобр.» - неодобрительное «офиц.» - официальное«прост.» - просторечное«разг.» - разговорное и др.
Лингвистическое исследование Задание № 1. Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Сейдахмат собирается скоро в город, в город деньги нужны будут, потому не может она раскошелиться.Задание № 2. Замените разговорное слово «скаредничаешь» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Так уж я и поверю. Скаредничаешь, старик, деньгу копишь. А куда?Задание № 3. Замените разговорное слово «сгинула» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Но мальчик знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать, после того как они разошлись с отцом, оставила сына у деда, а сама уехала в город; как уехала, так и сгинула.Задание № 4. Замените разговорное слово «оторопел» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Дед оторопел бы от дива такого и не знал бы, как ему быть.Задание № 5. Замените разговорное слово «куражиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Дед коня примет, жена бежит самовар ставить; все вроде только его и ждали, а он начинает куражиться.
Результаты исследования
Алгоритм выполнения задания В1 1.Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.2.Подберите к этому слову возможные синонимы.3.Определите, какой из подобных синонимовнаиболее употребителен;не носит оттенка книжности и разговорности;обладает минимальной экспрессией;стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.
Словарь синонимов …нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н. В. Гоголь
I раздел словаря
II раздел словаря
Чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.Богатство стилистических оттенков русской лексики требует особенно внимательного отношения к слову.
Список литературы 1. Гоголь Н. В. Мёртвые души: Поэма./Вступит. статья П. Г. Антокольского. – М.: Худож. лит., 1980. – 400 с.2. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 208 с. 3. Драбкина С. В. Субботин Д. И.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М: Интеллект-Центр, 2013. – 208 с.4. Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Сборник экзаменационных тестов / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 93с. 5. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. Книга для внеклассного чтения. VIII-X классы. М., «Просвещение», 1977. – 192 с.6. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 317 с. 7. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Издательство «ЧеРо», 2006. – 240 с. – (Московский университет – школе)8. Розенталь Д. Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. 9. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 384 с. – (ГИА-9.) 10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил. Интернет-ресурсы:http://www.fipi.ru/
Спасибо за внимание!