Употребление языка Стилистические возможности слов и выражений.Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
Русский язык – один из самых богатых языков мира.И.С.Тургенев назвал егоПисатель считал, что величие языка свидетельствует о величии народа.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.Истинная любовьк своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Что необходимо для овладения языковым богатством? Чтобы научиться владеть языком, надо внимательно читать художественные произведения и знать законы словесности.
Важнейший закон словесностиУпотребляйте слова языка в зависимости от условий высказыванияЦель высказыванияСобеседникМесто общения
Используя данную схему, расскажите о том, что такое речевая ситуация.
Подумайте - пошевели мозгамиДокажите, что об одном и том же предмете мы скажем по-разному в зависимости от стиля речи.
Подумайте! Где, в какой ситуации можно сказать …Водить за нос - обманыватьНести ответственность – отвечать головойСказать- сказануть - изречьДействовать несогласованно – вразнобой – кто в лес, кто по дрова
На каком рисунке изображена светёлка, а на каком жилплощадь?Объясните, почему вы так решили?
Слова и выражения необходимо выбирать в соответствии с тем, каков стиль высказывания
Определите, какие из приведённых слов употребляются
Гравитация, указ, следовательно, призываем, категория, голубушка, растяпа, долой, заявление, файл.
Укажите, в чём допущена ошибка на рисунках? Все предметы шмякаются на землю, таков закон.Ох, гравитация!
У слов есть особая «окраска», говорящая о том, в каком стиле речи они употребляются.Это качество слов называется их стилистической окраской или стилистическими возможностями.Стилистические возможности слов и выражений говорят об условиях их употребления в речи.
Используйте слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями! Заявление директору школыВ некотором селе жил-был мальчик. Поступил он в школу. А школа была далеко от дома. Вот и просит он директора школы: дайте проездной билет на автобус.Разговор сына с матерьюПрошу предоставить мне возможностькупить проездной билет, для сего выделите мне из семейного бюджета 30 (тридцать) рублей.Какая ошибка допущена в этих высказываниях? Достигнут ли такие высказывания цели, на которую они рассчитаны? Почему?
При пользовании словарями обращайте внимание на стилистические пометы, указывающие на то, в каких условиях следует использовать данное слово.Стилистические пометыРазг. – разговорное,прост. – просторечное,книжн. – книжное,офиц. - официальное
Найди в приведённых словах пары синонимов. Разговорные слова и выражения запишите в левую колонку, книжные – в правую.Вмешиваться, пульнуть, выучить, иллюстрация, загвоздка, дойти, привет, заучивание, как следует, препятствие, вытолкать, выдолбить, вымышленный, дело с концом, выгнать, высосанный из пальца, чин чином, зубрёжка, дотащиться, выстрелить, совать свой нос, здравствуй, картинка, финал.Выберите одну пару синонимов и составьте с ними два предложения. В каких условиях вы их употребите?
Выводы Итак, мы выбираем слова в зависимости от того, в каких условиях , в каком стиле речи их употребляем: в разговорном или книжном, с его официально-деловым, научным и публицистическим стилями.Одни слова пригодны для научной статьи, другие – для выступления на митинге, третьи – для официального документа, четвёртые – для разговора в неофициальной обстановке, пятые – для придания речи иронической окраски.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.