Русский язык. 5 класс. Урок развития речи в 5 классе по программе под редакцией профессора В.В. Бабайцевой. Разработала учитель русского языка и литературы Е.Ю.Нефедова(Инсарская средняя школа №2)
Тема урока: «Стили речи»
Цели урока: 1.Познакомить учащихся:со стилями речи;с делением стилей на книжные и разговорный; с особенностями стилей и сферой их употребления.2.Развивать связную устную речь учащихся.
Это интересно! Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение
Что такое стиль? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
Мы узнали что… Стили речи- это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.А что такое цель высказывания? -разговор друзей -объяснение нового материала -ответ на уроке -пересказ художественного произведения -написание сочинения или изложения -написание заявления…Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Запомните!
Физминутка«кошка» Осторожно, словно кошка,До дивана, до окошкаНа носочках я пройдусь, Сяду и в кольцо свернусь.А теперь пора проснуться,Распрямиться, потянуться.Я легко с дивана спрыгну,Спинку я дугою выгну.
Разговорный стиль. Цель - обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Особенности стиля - разговорные слова и выражения. Сфера употребления - домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания. Чтение теоретического материала на стр. 58, упр. 102. стр. 74, упр.124
Научный стиль. Цель – точная передача научных знаний (научной информации).Особенности стиля – научные термины, сложные предложения, однозначные слова, союз потому что.Сфера употребления – учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги.Чтение теоретического материала на стр.63. Упр.113 Стр.79, упр.135
Художественный стиль. Цель – воздействие на читателя или слушателя.Особенности стиля – метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности речи.Сфера употребления – стихи, рассказы, повести, романы и т.д.Чтение теоретического материала на стр.65-66.Упр.130 (1,2,3),стр.81-82, упр.153.
Подводим итоги. С какими стилями речи вы познакомились?Какова цель разговорного стиля? Научного? Художественного?В чём заключаются особенности научного стиля?Где используется научный стиль?Какова цель художественного стиля?Какой стиль используется в стихах, рассказах, повестях, романах, поэмах?
Домашнее задание. §13-15.Упр.114 (подсказки в §14!!!) 15-17. Упр.136 (подсказки в п.15!!!)Желаю удачи!!!