Стили речи.Публицистический стиль Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Повторить понятия «стиль речи», «тема текста», «основная мысль»Познакомить учащихся с публицистическим стилем речи, показать его особенностиУчить отличать публицистический стиль речи от художественного и научного стилей
Повторение изученного Что такое текст?Как называется наименьшая единица текста?Укажите средства связи предложений в тексте.
Работа с текстом «На улицах городов Швеции видно много людей с характерной южной внешностью. В состав населения страны входят шведы, финны, лопари (саами), немцы, поляки, боснийцы, хорваты, турки, курды, греки. Такая ситуация сложилась в результате политики открытых границ. Она была вызвана не только демократическими взглядами шведов по отношению к иммигрантам, но и неблагоприятной демографией, старением собственного населения и нехваткой рабочей силы.» (По журналу «Я познаю мир»)
Проверим себя Лексические повторы: Швеция – шведыМестоименная замена: политика – онаСинонимическая замена: Швеции - страны
Какие вы знаете стили речи?(Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный)Как вы думаете, к какому стилю речи относится данный текст?(Это публицистический стиль. Основная задача составителя текста – убедить читателя в необходимости толерантности, терпимости по отношению к другим народам, ведь народы нуждаются друг в друге)
Какие типы речи вы знаете?(Повествование, описание, рассуждение)К какому типу речи относится данный текст?(Это рассуждение. В тексте объясняется, почему в северной стране много людей с характерной южной внешностью)
Словарная работа Иммигрант (лат. Immigrans – вселяющийся). Иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное место жительстваЭмигрант (франц. Emigrant – переселяющийся). Тот. Кто вынужденно или добровольно переселяется из своей страны в другую по политическим, экономическим или другим причинам.Демография (греч. Demos – народ, grapho – пишу). Общественная наука, изучающая население и закономерности его развития (воспроизводство, изменение численного состава, переселение и т.д.)
Работа с текстом Петр I побывал в Нидерландах в 1697 году. Несколько недель он инкогнито (не раскрывая своего имени) работал плотником на судоверфи в городе Заандам. Домик, в котором жил Петр, сохранился до наших дней. В нем всего две комнатки. Наверное, особенно тесно было великану Петру на традиционной голландской кровати. Это постель в крохотной нише с дверцами. Настоящий шкаф! Спали на такой кровати сидя. Чтобы уместиться на ней, русскому царю приходилось складываться чуть ли не вдвое.
Десять кораблей увозили купленное оружие, корабельные принадлежности и инструменты. А на выучку к голландским мастерам ехала русская молодежь. Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским? В 1813 году. И неспроста. Ведь русские войска освободили страну от французского господства. Еще теснее стала дружба между государствами после того, как сестра русского царя Александра I Анна Павловна вышла замуж за наследника престола принца Вильгельма. В подарок ей король Нидерландов преподнес домик Петра в Заандаме.
К какому стилю речи относится данный текст? (Это публицистический текст. Его задача – убедить читателя в плодотворности дружеских отношений между народами)
Вывод Публицистический стиль несет в себе ряд характерных особенностей:В одном тексте могут сочетаться книжные и разговорные слова (инкогнито, принадлежность, престол, комнатка, домик, неспроста)В тексте используются восклицания и вопросы(«Настоящий шкаф!», «Когда в Нидерландах снова возник интерес к русским?»)
Расчленение предложений, оформление отдельных частей предложения как самостоятельных предложений («Чтобы было теплее», «И не спроста»)Инверсия (непрямой порядок слов), например, употребление подлежащего после сказуемого («А на выучку к голландским мастерам приехала русская молодежь», «Еще теснее стала дружба между государствами после того…»)
Домашнее задание Повторить стили речи, основные признаки публицистического стиляУпражнение 59, с. 27