Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2» Тема урока «Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»9 класс Терентьева Г.И., учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории
ЦЕЛИ УРОКА Обучающие: формировать навыки синтаксического разбора сложных предложений и конструирования сложных предложений по заданным схемам; тренировать учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях;Развивающие: развивать умения составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи; развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации изученногоИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ: частично-поисковый, эвристическая беседа СТРУКТУРА УРОКА. 1. Создание эмоционального фона урока2. Постановка целей и задач урока3. Актуализация знаний учащихся4. Формирование новых понятий и способов действия5. Формирование умений и навыков6. Рефлексия7. Подведение итогов урока
I этапРабота с девизом урокаЗнание выше информации, поскольку может проверить ее достоверность, а мудрость больше, чем знания, это высшее, чего может достичь человек- Как вы понимаете данную фразу?Желаю быть мудрыми или стремиться стать мудрыми. А что для этого необходимо делать?2. Совместное целеполагание3. Объявление формы урока, сообщение правил урока-аукциона, определение стоимости жетонов
II этап4. Актуализация знаний по орфографии и орфоэпииЛингвистическая разминкарасставьте верно ударения – обеспечение, досуг, банты, ходатайство, кедровый, торты;определите способ словообразования – никто, какой-то, по-моему, справа, временно, глинистый;орфографическая подготовка – маринова…ые грибы, ледя...ой взгляд, собра…ый быстро, прочита…ая громко, заплете…ая колоском, пуга…ая ворона, краше…ый известью, прочита…а вовремя- определение вида словосочетаний (смотри выше), замена вида словосочетания
5. Актуализация знаний по пунктуацииа) теоретическая разминкаЧто называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого? Приведите примеры. В чем разница между ССП и СПП? Приведите примеры- Какие существуют виды связи нескольких придаточных предложений с главным? Приведите примеры
б) закрепление знаний по темеанализ предложенийИз скольких простых предложений состоит данное предложениеВременами как порыв ветра налетало сознание что я сижу в комнате на диване но стоило тряхнуть головой я снова оказывался у колодца2) Укажите вид сложного предложения Благородство зиждется на силе духа поэтому именно за человеческим благородством всегда остается победа
3) Укажите вид связи придаточных в предложении Начертите схему предложенийЯ хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живойОчевидно было что Савельич передо мною был прав что я напрасно оскорбил его упреками
Создание проблемной ситуацииКак вы думаете, всегда ли придаточные предложения- всегда ли придаточные предложения отделяются запятой?В чем причина затруднения?Формулирование учебной задачиУзнать о вариантах постановки знаков препинания в СППОтработать приемы постановки знаков препинания в СПП
3 этапФормирование новых знаний и способов действия1. Исследование учебного материала (работа в парах). План - задание для исследования. Внимательно рассмотрите два предложения Что у них общего? Чем они отличаются? Как поставить знаки препинания? Сделайте вывод: как ставятся знаки препинания в предложении с однородным подчинением? Сравните свои выводы с материалом учебника на стр. 120. Подготовьте сообщение. Итак, что нужно знать, чтобы правильно поставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными?
Очевидно было что Савельич передо мною был прав что я напрасно оскорбил его упрекамиОчевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреками2. Составление схем предложений как вертикальной, так и горизонтальной
3. Анализ предложенияПроанализируйте предложение, докажите, что знаки вы поставили верно. Составьте схемы предложенийЯ был твердо убежден что моих друзей чрезвычайно занимал вопрос о том умению ли дружить и способен ли я видеть недостатки других
Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала расказ. Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите Клаве исправить ошибки в тексте.Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?
Рассказ Клавы Ошибкиной Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
РефлексияЯ узнал (а)…..Я научился (ась)….
Домашнее задание Повтори орфограмму (п. 22)2. Закончи один из предложенных текстов, используя как можно больше сложных предложений1) Уходит зима. Доживает последние дни, но-…2) Мнение – это лишь отношение к чему-либо, а знание представляет собой понимание закономерностей…