Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Урок-закрепление в 9 классеПросвирнина А.А. МБОУ «Мурманский международный лицей»
Орфоэпическая разминка Баловать, балую, ворота, дефис, диспансер, добыча, договор, дремота, каучук, кафе, кофе, красивее, красивейший квартал, лоскут, намерение, нанять, нанял, наняла, наняли, нанятый, обеспечение, облегчить, ободрить, проект, свекла, туфля, туфель, феномен, ходатайство, щавель, эксперт, эпидемия.
Словарная работа список литературы по теме-библиография общий вид местности-ландшафт пояснительные замечания-комментарий глава государства, крупных компаний-президентлицо,рассчитывающее на что-либо-претендентфизическое насилие-терроризм
система взглядов общества,партии- идеология человек с жизнерадостным мироощущением- оптимист человек с мрачным мироощущением- пессимист музыкальное сопровождение-аккомпанемент места в зрительном зале-партер
Угадай слово!С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. инициатива
Заменить словосочетание со связью согласо- вание синонимичным со связью управление чья?ученическая инициатива –именное, согласование кого?инициатива учеников – именное, управление
Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница? 1. Кажется, что ей не больше шест -надцати лет.2. Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Рассказать о строении и средствах связиСПП. Назвать отличительные признаки СППс придаточными определительными. ? СПП = главн.предл. + придаточн. о чем? 1.[ ], (что ). какой? 2. [ сущ., (который =), ]. когда? 3. ( Когда ), [ ].
Укажите СПП предложения с придаточными определительными 1.Я все-таки твердо верю, что наука - самоеважное в жизни людей.2.Чай вышли пить в сад, где цвели резеда итабак.3. Был час ночи - время, когда природа по -гружена в сон.4.Нужно серьезно готовиться к урокам, чтобы успешно сдать экзамены.5.Помечтаем о жизни, какая она будет после нас.
Расставить знаки препинания, графи-чески их объяснить. Какие орфограммывыделены? (1)Письменная речь без знаков препина- ния трудна для понимания. (2)В начале прошлого века подобные трудности в понимании написанного возникали довольно часто так как знание пунктуаци- онных правил не считалось обязательным. (3)Об огромной роли четкой расстановки знаков рассказал К.Г.Паустовский в книге"Золотая роза".
(4)Писатель А.Соболев принес в редакцию газеты рассказ который был интересен по теме но написан путаными раздерганны- ми фразами. (5)Корректор Благов взялся править произведение не выбросив и не вписав ни одного слова.(6)Такое чудесное превращение с текстом произошло только потому что корректор правильно расста- вил знаки препинания разбил его на абзацы.
(7)Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом поэтому так важно знать пунктуа-цию - раздел языкознания в котором рас- сказывается об их употреблении. (8) Знаки препинания твердо держат текст и не да-ют ему рассыпаться писал К. Паустовский. ( По Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко)
Устранить речевые недочеты 1. Деревья, возле которых мы расположи-лись, одиноко возвышались среди открыто-го поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Деревья, возле которых мы расположились,одиноко возвышались среди открытого по-ля, засеянного рожью и гречихой.
2.Мы въехали в поселок, который находил-ся в лощине, которая начиналась сразу залесом.Мы въехали в поселок, надившийся в лощи-не, которая начиналась сразу за лесом.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, начинавшейся сразу за лесом.
3.На столе стоял букет роз, аромат которыхнаполнял комнату, которая имела празд-ничный вид. На столе стоял букет роз, наполнявших ароматом комнату, которая имела праздич-ный вид.На столе стоял букет роз, аромат которыхнаполнял комнату, имевшую праздничныйвид.
Работа над лингвистическим сочинением« Зачем нужны запятые?» ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесноеединство»1.Тематическое единство предложений.2.Смысловое единство предложений.3.Способы связи между предложениями.4.Стиль речи.5.Тип текста(речи).6.Текст можно озаглавить.
РАССУЖДЕНИЕ1)вопрос почему? зачем?объяснение фактов,событий с указаниемпричинно-следственных связей;2)композиция: -тезис;-доказательства;-вывод;3)связь предложений: цепная
1.Обращение к тексту Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко. Определите тему данноготекста. Тема текста – роль знаков препинания вписьменной речи.2.Какова основная мысль текста?Знаки препинания помогают пишущему ичитающему однозначно понимать написан-ное.
3.Какую роль играют запятые в пись-менной речи?Разделительную и выделительную.4.В каких синтаксических конструкци-ях запятая играет роль разделения?Сложные предложения, предложенияс однородными членами.
4.В каких синтаксических конструкци-ях запятая выполняет функцию выде- ления?В предложениях с обособленными чле-нами, с обращениями, вводными сло-вами…
Лингвистическое сочинение учащегося «Зачем нужны запятые?» Запятая – знак препинания, без которого нельзя обойтись. Знаки препинания делят текст на смысло- вые части и помогают читающему и пишу- щему однозначно понимать написанное. За- пятые, например, разделяют части сложно- го предложения (предложения 2, 4), одно- родные члены ( предложения 4, 6). С по –мощью запятой можно выделить обособлен-ные обстоятельства (предложение 5).
По справедливому утверждению К.Паустов- ского, «знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». С ним нельзя не согласиться.