Сложные союзные и бессоюзные предложения Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6 Автор: Ильин А. К.,ученик 9 Г класса
Оглавление ЦельЗадачиСхематика сложных предложенийСоюзные сложные предложенияБессоюзные сложные предложенияВыводИнформационные ресурсы
ЦельПредставить виды союзных и бессоюзных сложных предложений
Показать обоснование выбора знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных предложенияхПоказать построение сложных союзных и бессоюзных сложных предложений в схемах, которые способствуют осознанному восприятию теоретического материала.Предоставить практические задания для отработки навыка постановки знаков препинания
Схематика сложных предложений
Союзные сложные предложения Сложноподчинённые предложения с придаточными определительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительнымиСложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 1) Мы ночевали в гостинице, в которой уже оставались.[… сущ.], (который…).2) Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.[… сущ.], (где…).3) Мы ночевали в той гостинице, в которой уже останавливались.[… указ. сл. + сущ.], (который…).4) Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи.[указ. сл., (кто…), …].
Практическое задание Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.1) Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (Л.) 2) Ноздрёв захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. (Г.) 3) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно. (Т.) 4) Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала шофёрская песня. (Пан.) 5) За стеной маленькой гостиной где они сидели слышались музыка шелест и шорох платьев. (А. Н. Т.) 6) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелестные сказки. (Пауст.)
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 1) Он не слышал, как повернулся ключ в замке или как лязгнул засов.[… глаг.], (как…) или (как…).2) Ты говорил, что придёшь ко мне.[… глаг.], (что…).3) Ты сказал, чтобы я к тебе пришёл.[… глаг.], (чтобы…).
Практическое задание Перепишите, расставляя запятые.1) Дубов полагал что звание шахтёра самое высокое и почётное. (Фад.) 2) Левинсон распорядился чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (Фад.) 3) Крайнев поднял голову и увидел как в открытые ворота въехала колонна машин. 4) Ты рада что ты дома? (Ч.) 5) Татьяна Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть. (П.) 6) Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. (П.)
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды: образа действия, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.Большинство придаточных обстоятельственных присоединяется союзами ко всему главному предложению. И только немногие придаточные, например придаточные места, образа действия и степени, присоединяются союзными словами. Обычно в этих случаях союзным словам в придаточном предложении в главном соответствуют указательные слова: так – как, столько – сколько, настолько – насколько, там – где, туда – куда, оттуда – откуда и др.
Бессоюзные сложные предложения Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложенииТире в бессоюзном сложном предложенииДвоеточие в бессоюзном сложном предложении
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Перечисление фактов[ ], [ ]. [ ], и [ ].Травка зеленеет, солнышко блестит…В более отдалённых по смыслу, распространённых предложениях, в которых часто встречаются знаки препинания:Поля, луга – всё покрыл снег; крестьянин, торжествуя, обновляет путь.
Перепишите, расставляя знаки препинания.1) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго. (Ч.) 2) Море вдали покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний. (М. Г.) 3) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо. (Крут.) 4) Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам-голышам. (Н. О.) 5) Батарейный командир казался вовсе не таким суровым как вчера напротив он имел вид доброго гостеприимного хозяина и старшего товарища. (Л. Т.) 6) Вот и солнце встаёт из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Ник.)
Тире в бессоюзном сложном предложении 1) Быстрая смена событий, неожиданность: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Кр.)2) Противопоставление:[ ] – [ ]. [ ], а [ ].Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.3) Причинно-следственная связь:[время, условие] – [ ]. (когда…), [ ].Лес рубят – щепки летят.[ ] – [вывод, следствие]. [ ], (так что…)Ты виноват – покоряйся!
Практическое задание Перепишите, расставляя знаки препинания.1) Будешь книги читать будешь всё знать. (Посл.) 2) Зяблики прилетели лес ожил. (Д. З.) 3) Труд человека кормит лень портит. (Посл.) 4) Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь попал в особый мир со своими особыми интересами. (Сол.) 5) На кордоне горел свет нас ждали. (Пауст.) 6) Я за свечку свечка в печку! Я за книжку та бежать. (Чук.) 7) Не умея в руке держать топор дерева не стешешь не зная языка хорошо красиво просто и понятно не напишешь. (М. Г.)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1) Он с трудом досидел до конца: ему было скучно.[ ]: [указывает причину] [ ], (потому что)2) Павел чувствует: чья-то рука касается его.[ ]: [дополняет смысл] [ ], (что…)3) Я увидел нечто чудное: по берегу ползла рыба.[ ]: [поясняет] [, а именно]: [ ]
Практическое задание Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания.1) Мне очень понравился доклад, потому что в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. 2) Когда мы поднялись на холм, то увидели неожиданную картину, а именно: на опушке стояли два лося. 3) Каждый, кто хотя бы немного изучал географию, знает, что наш земной шар на три четверти покрыт водой. 4) Снизу было хорошо видно, что колонна автомашин уже спускается с перевала.
ВыводПосле проведения образовательной презентации достигнута главная цель: ознакомление с основными видами сложных предложений, изучаемых в 9 классе.
С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 2001. 143 с.Д. Э. Розенталь. Русский язык: Учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 448 с.А. А. Штоль. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. Как избежать ошибок: проверка – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 – 80 с.