Бессоюзные сложные предложения Обобщающий урок-практикумпо русскому языку9 класс
Цели урока Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСПРазвивать речевые навыкиВоспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте
Эпиграф урока «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский)Как вы считаете, насколько это высказывание справедливо?Действительно ли красота может спасти мир?Многие не верят в это, но все же красота играет большую роль в жизни человека.
Фронтальный опрос Какие предложения называются бессоюзными?Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой? К каким союзным предложениям они близки?В каких случаях ставится тире? двоеточие?
Расстановка знаков препинания в БСП
Практическая работа С давних времен символом красоты считается роза. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели. Даже в Пушкине почувствовали поэта, когда он описал розу.Прочитайте выразительно строки М. Державина, посвященные розеЧто необходимо сделать, чтобы подготовиться к выразительному чтению?Расставить знаки препинанияЮная розаЛишь развернулаАлый цветокВдруг от морозаВ лоне уснулаСвянул цветокРасставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения.
Практическая работа Что делает стихотворение таким эмоциональным?Когда поэт берется за перо? Когда его что-то взволновало.Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения.Юная розаЛишь развернулаАлый цветок;Вдруг от морозаВ лоне уснула,Свянул цветок.
Практическая работа: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа А.А. Фета 1 вариантВчерашний вечер помню живоСинели глубью небесаЛист трепетал красноречивоГлядели звёзды нам в глаза.2 вариантЯ долго стоял неподвижноВ далёкие звёзды вглядясьМеж звёздами теми и мноюКакая-то связь родилась.Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схему предложенияМожем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение?Если можем, что помогает это сделать?Интонация. Пауза
Слуховой диктант Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо
Задание: исправь ошибку Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, спишите их в тетрадь, исправив ошибки.Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.Настанет вечер загорятся в небе звезды.Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.Я подошел к окну снегопад был в полном великолепии.Ошибки: 2. [время]-[ ]4. [ ] : [дополнение]
Роль БСП в тексте Текст Н. Сладкова (Сб. заданий № 541)Прочитайте выразительно текст. Можно ли сказать, что он о красоте?Автор текста Н. Сладков хорошо понимал и чувствовал природу. Все его миниатюры необычны. Для него каждая самая простая картина природы была неповторимой. Он видел красоту в самом обычном.О чем этот текст?Определите тип речи.Что делает этот текст красивым?Приведите примеры метафор и сравнений.Какие предложения преобладают в тексте?Объясните расстановку знаков препинания в этих предложениях.Какую роль играют БСП в тексте?Придают динамичность, эмоциональность, выразительность.
Итог урока На уроке мы обобщили все изученное о бессоюзных сложных предложениях.Мы вспомнили много строк о красоте. Давайте вернемся к эпиграфу урока.Может ли красота что-то изменить в жизни?
Домашнее задание Создайте свой текст, используя сложные предложения, по одной из тем:«Красота душу лечит» (С. Никитин)«Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин)
Автор презентации Иванова Надежда Серафимовна, учитель высшей квалификационной категории русского языка и литературы МОУ «Высоцкая СОШ имени С.И. Ростоцкого»