Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок. http://ku4mina.ucoz.ru/
Определите, какие перед вами предложения, найдите среди них лишнее. Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Цель: обобщение, систематизация, углубление знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях. Задачи: повторить теоретический материал о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях, смысловых отношени-ях между частями; совершенствовать орфографические навыки; вызвать интерес к теме урока, помочь осознать суть жиз-ненных принципов; формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; развивать умения проводить лингвистический экспери-мент, аргументировать выводы; готовить к ОГЭ. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями. Л.Т. Григорян http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Какие это смысловые отношения? перечисление последовательность сравнение пояснение условие время следствие дополнение противопоставление http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Пунктуационный диктант В сложных бессоюзных предложениях со значени-ем противопоставления ставится ТИРЕ. В сложных бессоюзных предложениях со значени-ем одновременности или последовательности одна часть от другой отделяется ЗАПЯТОЙ. В бессоюзных сложных предложениях с пояснени-ем ставится ДВОЕТОЧИЕ. Если в сложносочинённом предложении есть об-щий второстепенный член, НИЧЕГО НЕ СТАВИТ-СЯ. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Лингвистический эксперимент. Задание: опуская союзы, преобразуйте союзные предложения в бессоюзные. Сделайте вывод о том, что при этом изменилось. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. Когда добро творить желаешь ты, не отступайся от своей мечты. Доброта постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. Я убеждён, что вдохновение приходит во время труда. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Взаимопроверка У каждого времени своя жестокость – доброта одна на все времена. (противопоставление) Добро творить желаешь ты – не отступайся от своей мечты. (время в 1-м предложении) Доброта сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (во 2-м предл. причина) Я убеждён: вдохновение приходит во время труда. (дополнение во 2-м предложении) http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Стилистическая функция бессоюзных сложных предложений Бессоюзные сложные предложения характерны для разговорного стиля речи, т.к. при общении ярким средством выражения смысловых отношений является интонация. Бессоюзные сложные предложения придают динамичность, эмоциональность, выразитель-ность речи. Они позволяют лаконично выразить глубокое содержание текста, помогают избежать излиш-ней загруженности союзами. Более лёгкие по конструкции, чем союзные. Часто используются в пословицах и поговорках. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889 Воспитывайте в себе идеалы будущего: это своего рода солнечные лучи, без животворящего действия которых зем-ной шар обратился бы в камень. М. Е. Салтыков-Щедрин http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Намедни, намеднись, надысь – незадолго, недавно, считая не часами, а днями; на днях. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Работа с текстом I вариант В 1-м и 2-м абзацах расставить недо-стающие знаки пре-пинания, объяснить их постановку. Найти слова с безу-дарными гласными в корне, записать про-верочные. II вариант 1. В 3-м и 4-м абзацах расставить недоста-ющие знаки препина-ния, объяснить их по-становку. 2. Найти слова с безу-дарными гласными в корне, записать про-верочные http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
Домашнее задание. Повторить всё о бессоюзных сложных предло- жениях пар. 215-216. Написать сочинение 15.1. или 15.3. (на выбор). См. карточки с формулировками тем (приложение III). http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/
МОЛОД-Ц-Ы ! http://ku4mina.ucoz.ru/
Использованные ресурсы http://salda-tik.ru/uploads/posts/2012-04/1335519907_755ad610193c1.png - книга, перо; http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/natali73123.e5/0_3b7cb_bbdda56b_XL.jpg - книги. http://ku4mina.ucoz.ru/ http://ku4mina.ucoz.ru/