Слитное и раздельное написание не с именами существительными .
Определяем проблему урока Прочитайте пословицы и загадки: Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, выпишите их, вставив пропущенные буквы и обозначив орфограммы. Найдите слова с не. Назовите их. Правописание какого слова с не вам уже знакомо? Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Попробуйте сформулировать тему и цель урока. Проверьте себя. Узнать новую орфограмму – правописание не с именами существительными. Научиться правильно писать имена существительные с не. 1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре. 2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Кругла, а (не) месяц, зелена, а (не) дубрава, с хвостиком, а (не) мыш…. 5. (Не) куст, а с листочками, (не) рубашка, а сшита, (не) человек, а ра..сказывает.
Решаем проблему, открываем новые знания Не печь кормит, а руки. Какой смысл вносит не в эти предложения? Это не галка, не сорока, не ворона. противопоставление отрицание Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.
ненастье невзгоды невежда Прочитайте слова без не. Понаблюдайте за особенностями группы слов. …настье …взгоды …вежда Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно. Чем является не в приведённых словах? ? Продолжим наблюдения
правда – неправда счастье – несчастье друг – недруг Понаблюдайте за особенностями другой группы. правда – неправда (ложь) счастье – несчастье (горе) друг – недруг (враг) Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не? Чем можно заменить существительные с не? Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не. синонимом Продолжим наблюдения Чем является не в данных словах?
ненастье невзгоды невежда неправда несчастье недруг не_печь, а руки не_галка, не_сорока, не_ворона Сделайте общий вывод о слитном и раздельном написании существительных с не. Обобщим наблюдения Сравните свои выводы с правилом в учебнике.
Обобщим наблюдения Попробуйте представить правило в виде схемы. Не с именами существительными Проверьте себя. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. Не употребляется без не. 2. Можно заменить синонимом (близким по значению выражением). 1. Есть противопоставление. 2. Имеет отрицательное значение.
Рефлексия Укажите номера предложений, в которых существительное с не пишется раздельно. (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. Видно (не)ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду некрасиво. Говорит (не)правду, а ложь. Поверьте себя. Невезение преследовало меня. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. Видно неряху по грязной рубахе. Говорить неправду некрасиво. Говорит не правду, а ложь. 2, 6.
Исправьте ошибки в предложениях: Случившееся показалось мне настоящим не счастьем. 2. Не дуг его свалил. Несчастьем Недуг
Выберите слова, которые не употребляются без НЕ. (Не)годование; (Не)вежа; (Не)внимательность; (Не)забудка.
Попробуем свои силы! (Не) вежливость (Не) вежливость, а грубость (Не) порядок (Не) порядок, а полная неразбериха (Не) нависть (Не) вежда (Не) серьезность (Не) серьезность, а легкомыслие (Не) годование (Не) приятель (Не) приятель, а просто знакомый
А теперь проверим! Невежливость Не вежливость, а грубость Непорядок Не порядок, а полная неразбериха Ненависть Невежда Несерьезность Не серьезность, а легкомыслие Негодование Неприятель Не приятель, а просто знакомый
Словарная работа Невежа, невежда – -вед- «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда» – «несведущий», «необразованный человек».
Выпишите из текста существительные, к которым нужно добавить приставку НЕ Оказался я как-то в стране, Где исчезла приставка НЕ. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье! А кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, хвостом виляя уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без приставки НЕ.
Проверьте себя: С недоумением Неразбериха Незабудки Неряха Недотёпа Невежа Несмеяна
Итог урока: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» «Сегодня на уроке мне было сложно…»
Домашнее задание: учебник, правило (стр.234-235) Уметь воспроизвести правило в виде схемы, таблицы (на выбор) Упр.№697
Спасибо за урок ! Вы молодцы! С вами интересно работать!