Урок-практикум по теме«Бессоюзные сложные предложения»
Цели: создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении;формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Эпиграф (тезис) Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы
Запятая и точка с запятой в БСП [ ], [ ]. - перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки[ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Двоеточие в БСП [ ] : [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.[ ] : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем.[ ] : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо.[ ] : [ ] Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце
Тире в БСП [ ] - [ ].- противопоставление Все ожидали увидеть его на балу – он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню.[время, условие] - [ ].Придёт отец – поедем на выставку.[ ] - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.[ ] - [быстрая смена событий]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит(?)сяСнег в..лнистый и р..бойСветит месяц тройка мчит(?)сяПо дороге столбовой.Пой в часы дорожной скукиНа д..роге в тьме н..чнойСла..ки мне родные звукиЗвонкой песни удалойА.С. Пушкин
Тест: Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение.Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении
3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил : они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?» Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!