Связная речь - совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое
Связная речь диалогическая монологическая речь речь
Развитие связной речи в норме Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы.Совершенствуется диалогическая и монологическая речь, поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы. Развивается умение правильно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картинке, по набору картинок, по плану, образцу и письма, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характераСовершенствуется диалогическая, монологическая речь. Закрепляется умение задавать вопросы и отвечать на них, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно без повторов передают содержание литературных текстов, используя выразительные средства. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.
Анализ программы «Детство». Задачи Задача воспитателя – помочь в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: содержательность и связность речи (диалога и монолога); развитие речевого творчества, выразительность речи; развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
Развитие связной речи у старших дошкольников (по программе «Детство»). I квартал
II квартал
III квартал
Монологическая речь пересказ Рассказ по восприятиюРассказ по памятиРассказ по воображению
Рассказывание по восприятиюОписание игрушек, натуральных предметов Рассказывание по картинке Дидактические игры на описание
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗАНА ТЕМУ «ИГРУШКА» 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)2. Форма. (Какой она формы?)3. Мячи. (Какого размера игрушка?)4. Детали машины. (Назови ее детали.)5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?) Примерный рассказ по таблице Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗАНА ТЕМУ «ВЕСНА» 1. Солнце, дождь. (Погода весной.)2. Береза. (Появление первых почек.)3. Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)4. Стая. (Перелетные птицы.)5. Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)6. Бабочка. (Появление насекомых.) Примерный рассказ по таблице Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки.Появляются первые насекомые.
Рассказывание по памяти Составление рассказа из коллективного опыта Составление рассказа из личного опыта Составление письма
Описание портрета любимого героя сказки по предложенному наглядному плану.
Составление рассказа о любимом цветке по предложенному наглядному плану.
Рассказывание по воображению Придумывание рассказа (сказки) по игрушке Придумывание рассказа по картинке (пейзажной) Придумывание рассказа на предложенный сюжет Рассказ-инсценировка Придумывание рассказа-миниатюры Придумывание начала (конца) рассказа (сказки) Придумывание небылицы Придумывание рассказа по плану воспитателя Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
Составление сравнительного рассказ о льве и северном олене; о зебре и о белом медведе по образцу. Образец: Северный олень — животное севера, а лев — животное юга. Северный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное животное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.