ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Работа над построением простого распространённого предложения и короткого рассказа по теме «ГРИБЫ» 900igr.net
ЗАДАЧИ Расширять и систематизировать знания детей по теме грибы. Активизировать номинативный и предикативный словарь по теме. Упражнять в словообразовании, употреблении предлогов в словосочетании и предложениях. Продолжать учить детей с помощью схем строить простые предложения и распространять их по заданию педагога. Развивать навыки связной речи: умение составлять рассказы (описательные, по картинкам, по схемам). Формировать мыслительные процессы: умение исключать, дифференцировать, классифицировать, сравнивать.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ знакомство детей с грибами с использованием мнемотаблицы расширение словаря: работа над словообразованием. формирование лексико-грамматических категорий (лгк) построение и распространение простого предложения с помощью схем составление маленького рассказа с помощью схем предложений сравнение двух грибов составление описательного рассказа о грибах по вопросам педагога. составление короткого рассказа с помощью картинок
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ГРИБАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ РАССКАЗ ПЕДАГОГА: ГРИБЫ – РАСТУТ В ЛЕСУ, ОСЕНЬЮ – ИХ СРЕЗАЮТ НОЖОМ – КЛАДУТ В КОРЗИНУ – У ГРИБА ЕСТЬ ШЛЯПКА И НОЖКА – СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ МОЖНО : СУШИТЬ, ЖАРИТЬ, СОЛИТЬ – ЯДОВИТЫЙ ГРИБ МУХОМОР ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ.
РАБОТА НАД СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. «Почему грибы так называются?» БОРОВИК РАСТЁТ В БОРУ.
РАБОТА НАД СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. «Почему грибы так называются?» ПОД БЕРЁЗОЙ РАСТЁТ ПОДБЕРЁЗОВИК.
РАБОТА НАД СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. «Почему грибы так называются?» ЛИСИЧКИ РЫЖИЕ КАК ЛИСА.
РАБОТА НАД СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. «Почему грибы так называются?» У МАСЛЁНКА ШЛЯПКА МАСЛЯНАЯ, КАК БУДТО НАМАЗАНА МАСЛОМ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Игровое упражнение «Найди грибы». Задачи: Учить правильно употреблять предлоги под, на, между, рядом, за. Развивать умение использовать предлоги в словосочетаниях типа существительное + существительное с предлогом. Формировать умение составлять простое распространённое предложение (с предлогом).
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Описание игрового упражнения «Найди грибы». 1. Педагог : «Опята растут на пеньке», «Маслёнок растёт между ёлочкой и пеньком». Дети выполняют задание, повторяя за педагогом. 2. Педагог: «Где подберёзовик?» Дети составляют словосочетание: «Подберёзовик по берёзой». 3. Распространение предложений по вопросам или образцу педагога: «Маслята растут в лесу рядом с ёлочкой».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Дидактические игры и упражнения: «Съедобное- несъедобное» «Четвёртый лишний» «Собери корзинку» «Я знаю съедобные грибы»
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ Я ПОШЁЛ В ЛЕС.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ Я ЛЮБЛЮ СУП ИЗ ГРИБОВ.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ Я НАШЁЛ В ЛЕСУ ОПЯТА, БОРОВИК, ЛИСИЧКИ, ПОДБЕРЁЗОВИК.
СОСТАВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Я ХОДИЛ В ЛЕС. Я НАШЁЛ В ЛЕСУ ОПЯТА. МАМА СВАРИЛА СУП ИЗ ГРИБОВ. Я ЛЮБЛЮ СУП ИЗ ГРИБОВ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТОМ ОТРИЦАНИЯ ГРИБЫ РАСТУТ В ЛЕСУ, А НЕ В ОГОРОДЕ. ГРИБЫ СОБИРАЮТ ОСЕНЬЮ, А НЕ ВЕСНОЙ. ГРИБЫ КЛАДУТ В КОРЗИНУ, А НЕ В ПОРТФЕЛЬ.
ЗАДАНИЕ: Выбери гриб, который тебе понравился, сравни его с мухомором. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОТРИЦАНИЕМ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ СЪЕДОБНЫХ ГРИБОВ
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О ГРИБАХ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГА. Ребёнку предлагается выбрать картинку с изображением понравившегося гриба и наложить на чёрно-белое изображение. Вопросы педагога: Как называется гриб? Почему он так называется? Какого цвета и формы шляпка? Какая ножка у гриба? Как можно есть этот гриб?
СРАВНЕНИЕ МАСЛЁНКА И МУХОМОРА Маслёнок съедобный гриб, а мухомор – несъедобный. У маслёнка ножка толстая , жёлтая, а у мухомора – тонкая, белая. У маслёнка нет юбочки на ножке, а у мухомора – есть. У маслёнка шляпка коричневая, а у мухомора – красная с белыми точками. У маслёнка шляпка похожа на полукруг, а у мухомора – на треугольник. Маслёнок низкий, а мухомор – высокий.
СОСТАВЛЕНИЕ КОРОТКОГО РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК Дети пошли в лес за грибами. Они взяли с собой корзины. Лена, Катя и Ваня собирали боровики. А Миша нашёл мухоморы.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМЫ «ГРИБЫ» Усвоил Нуждается в косвенной помощи Нуждается в прямой помощи Частично усвоил Словарь 4 ребёнка 1 ребёнок 1 ребёнок 0 ЛГК 3 ребёнка 0 2 ребёнка 1 ребёнок Предложения простые 3 ребёнка 2 ребёнка 1 ребёнок 0 Предложения распространённые 3 ребёнка 1 ребёнок 1 ребёнок 1 ребёнок Рассказ по вопросам 3 ребёнка 1 ребёнок 1 ребёнок 1 ребёнок Рассказ по картинке 1 ребёнок 2 ребёнка 1 ребёнок 2 ребёнка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентацию выполнила: логопед МДОУ «Д/с № 155 к.в.» г. Магнитогорска Кожемякина Н.М.