Речевые ошибки УРОК-практикумРусский язык,10 класс
Цели урока: 1.Повторить классификацию речевых ошибок. 2.Научиться определять тип речевой ошибки. 3. Отработать способы коррекции дефектных предложений. 4. Научиться оценивать качество речи
Знаете ли вы типы ошибок? Задача № 1: актуализировать знания по классификации ошибок.
Помните ли вы речевые ошибки? Задача № 2: конкретизировать классификацию речевых ошибок
Задача № 3: отработать навык определения типа речевой ошибки и коррекции предложений Тренинг устный: определите ошибки и исправьте дефектные предложенияОн сунул ноги в удила и поскакал рысью.Курагин шлялся по барам.Мелочную рыбу отдали кошке.Рейд выявил целую плеяду жуликов. Тренинг письменный
Домашнее задание.Ресурсы. Прочитать материал, составленный на основании классификации, предложенной Т.Л.Служевской в практикуме по культуре речи «Уроки словесности». Найти в Интернете материал по теме урока: примеры предложений с речевыми ошибками для проведения практической работы в классе (на слайдах в программе Power Point)http://www.klyaksa.net/htm/kopilkahttp://www.gramota.ru
Спасибо за работу!
Причины употребления слова в несвойственном ему значении: Незнание значения слова.Незнание «возраста» слова – отнесение его к чуждой исторической эпохе.Смешение паронимов.Непонимание различий в значении синонимов.Незнание фразеологического оборота с данным словом.
Причины нарушения лексической сочетаемости: пишущий не знает, что объединенные им в словосочетании слова:противоречат друг другу;несовместимы, так как одно из них употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее;разнородны стилистически;несовместимы по традиции.
Причины тавтологии и неуместного повторения слов : Бедность речи, неумение использовать синонимы.Неразвитость «речевого слуха» (пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает, что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет)
Синтаксическая бедность Использование однотипных синтаксических конструкций - речевая ошибка, которая называется «синтаксическая бедность».Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.
Нарушение порядка слов В русском языке порядок слов в предложении является свободным: однако традиция взаиморасположения отдельных его компонентов все же существует.В большинстве предложений можно выделить ТЕМУ (то, о чем говорится) и РЕМУ (то, что говорится об этом). Тема может быть выражена как подлежащим («Я Вас любил…), так и другими членами предложения, например, дополнением («Мне грустно и легко…) – в обоих случаях поэт говорит о себе, следовательно, это и есть тема.В обычной речи ТЕМА ИДЁТ ВПЕРЕДИ РЕМЫ.
Устный тренинг: Полчища тружеников приняли участие в праздничном шествии.В деревне возвели новый коровник и воздвигли баню.Сильная дружба соединяла Обломова и Штольца.
Устный тренинг: Сегодня выдался очень прекрасный день.Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.Прейскурант цен вывешен на доске.
Устный тренинг: устраните двусмысленность Эту селедку продала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.Отец умер, когда ему было девять лет.
Письменный тренинг: устраните речевые ошибки С голубыми глазами девочка отправилась в лес.Я встретил в шляпе ковбоя.Надо продумывать свой каждый шаг.Ваш этот роман станет бестселлером.Засушу кленовый красный лист.Образ героя не нуждается в возвеличении, а в раскрытии.Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам разные истории.Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.
Письменный тренинг: «Скажи иначе» Постройте максимальное количество синтаксических вариантов одного и того же высказывания: «Самые необыкновенные чувства, становясь привычными, перестают удивлять»(Ф.Мориак).