PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Детские презентации / Связная речь у детей с ФФНР
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Связная речь у детей с ФФНР


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Связная речь у детей с ФФНР


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Тема: Развитие связной речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Описание слайда:

Тема: Развитие связной речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием с использованием приёмов мнемотехники и через картинно-графические схемы. 900igr.net

№ слайда 2 Теоретической основой работы по развитию речи и речевого общения в дошкольном во
Описание слайда:

Теоретической основой работы по развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма. Концепция развития речи дошкольников – положение Ф.А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

№ слайда 3 Актуальность Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разгово
Описание слайда:

Актуальность Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

№ слайда 4 Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях
Описание слайда:

Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.Шахнаровича, выдвинувших следующие положения : – речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; – язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций; – ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; – ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

№ слайда 5 Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и
Описание слайда:

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование граммати ческого строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

№ слайда 6 Речевое воспитание происходит как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающе
Описание слайда:

Речевое воспитание происходит как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок : творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

№ слайда 7 система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи вклю
Описание слайда:

система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает: – отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника и его методическое обеспечение; – вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре – это работа над смысловой стороной слова, грамматике – формирование языковых обобщений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов); – уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе; – выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения; – взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников; – преемственность содержания и методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой.

№ слайда 8 Успех в усвоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются
Описание слайда:

Успех в усвоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи : фонетической, лексической, грамматической. .

№ слайда 9 Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С.
Описание слайда:

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

№ слайда 10 1. Звуковая культура речи. - Дети этого возраста способны четко произносить труд
Описание слайда:

1. Звуковая культура речи. - Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. - Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. - У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. - Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

№ слайда 11 Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных
Описание слайда:

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах. - У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие). - Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

№ слайда 12 2. Грамматический строй речи. - Речь детей пяти лет насыщается словами, обознача
Описание слайда:

2. Грамматический строй речи. - Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. - В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. - Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. - Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс. - У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. - В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

№ слайда 13 3. Лексическая сторона речи. - К пяти годам прием сравнения и сопоставления сход
Описание слайда:

3. Лексическая сторона речи. - К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку. - Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

№ слайда 14 4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка). - Дети хорошо
Описание слайда:

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка). - Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. - Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. - Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. - Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек. - В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

№ слайда 15 Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоени
Описание слайда:

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). - В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи.

№ слайда 16 Система коррекционной работы по формированию связной речи у детей с фонетико-фон
Описание слайда:

Система коррекционной работы по формированию связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием включает в себя упражнения трёх уровней сложности. Цель упражнений первого уровня сложности – помочь ребёнку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов. Это: цвет, форма, размер, пространственное расположение и 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина. Цель упражнений второго уровня сложности – научить ребёнка самостоятельно находить и называть отличия в предложенных на отдельных карточках изображениях пар предметов. Цель упражнений третьего уровня сложности – научить ребёнка составлять простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания.

№ слайда 17 Для развития навыков правильного построения предложений предлагаются ещё логопед
Описание слайда:

Для развития навыков правильного построения предложений предлагаются ещё логопедические тренинги, которые помогают на практическом материале в динамической игровой форме: активизировать предметный и глагольный словарь ребёнка; сформировать у него понятия «слово» и « предложение»; научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки; распространять простое предложение без предлогов до четырёх слов; привлечь внимание к правильному согласованию слов и предложений; составлять предложения из четырёх слов с различными предлогами по предложенной схеме - модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам.

№ слайда 18 В работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить четыре этап
Описание слайда:

В работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется логопедом индивидуально для каждого ребёнка. Цель первого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное- подлежащее в форме именительного падежа единственного числа+глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного числа множественного числа+глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени). Например, утка летит; утки летят.

№ слайда 19 Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов
Описание слайда:

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе – одна конструкция. 1.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). Например, девочка кушает суп. 2.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание – у; - ю). Например, мама шьёт майку.

№ слайда 20 Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх с
Описание слайда:

Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трёх предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе – одна конструкция. 1.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается). Например, дедушка привёз мешок картошки. 2.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа). Например, бабушка читает книгу внуку. 3.Именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа). Например, папа режет хлеб ножом.

№ слайда 21 Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели
Описание слайда:

Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мяч лежит под стулом.

№ слайда 22 Для формирования учебных действий, связанных с анализом смысловых и лингвистичес
Описание слайда:

Для формирования учебных действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил построения текста используются небольшие по объёму тексты цепной и параллельной организации. Текст цепной организации представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

№ слайда 23 Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный
Описание слайда:

Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте.

№ слайда 24 Развитие памяти, через заучивание и рассказывание стихов с помощью картинно-граф
Описание слайда:

Развитие памяти, через заучивание и рассказывание стихов с помощью картинно-графических схем. Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему. Повторное чтение по схеме совместно с детьми. Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов. Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами

№ слайда 25 Развитие связной речи, через составление описательных рассказов: о фруктах
Описание слайда:

Развитие связной речи, через составление описательных рассказов: о фруктах

№ слайда 26 об овощах
Описание слайда:

об овощах

№ слайда 27 об игрушках. Знакомство детей со значением символов. Составление детьми отдельны
Описание слайда:

об игрушках. Знакомство детей со значением символов. Составление детьми отдельных предложений по каждому символу. Составление целого связного рассказа.

№ слайда 28 Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДН
Описание слайда:

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

№ слайда 29 На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказк
Описание слайда:

На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

№ слайда 30 Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими ска
Описание слайда:

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков. логопед читает сказку ребенку; ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно); затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту; ребенок пересказывает сказку по модели.

№ слайда 31 ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ. В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо. Там
Описание слайда:

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ. В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо. Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала: Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок. С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

№ слайда 32 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – мал
Описание слайда:

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

№ слайда 33 ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ Одним из приемов развития навыка тво
Описание слайда:

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения  

№ слайда 34 . В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки р
Описание слайда:

. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

№ слайда 35 Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дош
Описание слайда:

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

№ слайда 36
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru