Муниципальный комплексный проект«Создание модели школы, содействующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в МСО»
Участники проекта Департамент образования мэрии города ЯрославляМОУ Городской центр психолого-медико-социального сопровожденияМОУ СОШ №№ 1, 2, 3, 5, 10, 12, 29, 35, 42, 75, 83, 84, лицей № 86, интернат № 9, гимназия № 3, НОШ «Женская гимназия»
Проблемное поле: здоровьесохраняющая образовательная среда в школе
Цели создания проекта:Создание модели школы содействия здоровью в муниципальной системе образования города Ярославля через наработку технологий здоровьесбережения в современной школе в рамках совместной деятельности Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения и образовательных учреждений.
Задачи проекта:Организация работы по здоровьесбережению в школе,Методическое обеспечение работы по сохранению и укреплению здоровья,Разработка, апробация и обобщение конкретных технологий по минимизации рисков в сфере здоровья у учащихся, Cодействие формированию мотивации ЗОЖ у школьников, Проведение мероприятий с учащимися, направленных на формирование осознанного ценностного отношения к собственному здоровью и укрепление здоровья школьников.Содействие формированию мотивации ЗОЖ у родителей и учителей как модераторов здорового образа жизни у школьников, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Направления проекта 1. Экспериментально-проектное2. Мониторинг здорового образа жизни 3. Методическое сопровождение 4. Практическое (трансляция опыта и обучение)
Проекты «Модель школы содействия здоровью: координация всех направлений с актуализацией просветительско-воспитательной работы»«Сохранение здоровья школьников 5-6 классов при переходе от младшего к среднему звену» «Учись здоровым» «Школа территория комфорта» «Организация сопровождения здоровья участников образовательного процесса» «Комплексный подход к коррекции созависимого поведения и зависимостей. Профилактика девиантного поведения с подростками группы риска». «Сохранение здоровья детей с особыми образовательными потребностями».«Школа без агрессии»«Школа без тревоги».
Основное направление работы 2010 – 2011 года – апробация модели школы содействия здоровью
Мониторинг здорового образа жизни Диагностика и сопровождение процесса сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.Анализ состояния здоровья школьников на муниципальных базовых площадках.Анализ компонентов психологического и социального здоровья в школах Изучение мнений учащихся, педагогов и родителей по вопросам ЗОЖ
Научно-методическое сопровождениеНакопление, трансляция и мультипликация форм и методов оптимального управления процессом мотивации ЗОЖ в школе. Методическое обеспечение процесса формирования ценностного отношения к здоровьюПодготовка методических пособий, памяток, конспектов для МОУ СОШ по вопросам сохранения и укрепления ЗОЖ.Подготовка пособий для классных руководителей МОУ СОШ (конкретные технологии проведения классных часов, индивидуальный маршрут здоровья, программы здоровья в школе и т.д.).Подготовка рекомендаций и программ работы с конкретными проблемами ЗОЖ в общеобразовательных школах (подходы к формированию ценностного отношения к здоровью, рациональное питание, и т.д.)
Наработка на муниципальной базовой площадке технологий работы по профилактике школьной тревожности, комфортности школьного обучения, минимизации школьных нагрузок, формированию ценностного отношения к здоровью, сопровождению процесса сохранения и укрепления здоровья в школе.
Практическая работа (трансляция опыта и обучение) Образовательная деятельность. Совместно с ГЦРО, с привлечением специалистов ВУЗов города обучать педагогов и администрацию образовательных учреждений здоровьесберегающим технологиям.Проведение Курсов повышения квалификации по вопросам сохранения и укрепления здоровья (обучено 40 заместителей директоров за 2008-2010 г.г.)
Проведение установочных, целеполагающих, а также тематических обучающих семинаров для завучей ОУ, направленных на формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности (70 человек)Проведение обучающих тематических семинаров, тренингов и лекционных занятий для педагогов на муниципальной базовой площадке (за 2009-2010 у. г. проведено 17 мероприятий трансляции опыта).
Этапы реализации проекта 1 год – наработка и обобщение технологий работы, создание межведомственного взаимодействия по вопросам здоровьесбережения (муниципальная система образования ( МОУ СОШ, ГЦ ПМСС, ГЦРО), муниципальная система здравоохранения ( ДШО, поликлиники), высшая школа (ЯГМА, ЯГПУ)2 год – реализация модели в школах, участницах площадки3 год - мультипликация опыта работы
Векторы работы проектаПрограмма – оптимум – сохранить здоровье участников образовательного процесса Программа – максимум – укрепить здоровье участников образовательного процесса через формирование ценностного отношения к здоровью с целью успешного обучения и освоения учебных программ
Координирующая методическая, практическая и научная деятельность по сопровождению работы по сохранению и укреплению здоровья школьников поручена МОУ Городской центр психолого-медико-социального сопровождения города Ярославля. Под его руководством осуществляется деятельность муниципальной здоровьесберегающей площадки. Выбор не случаен - МОУ ГЦ ПМСС в течение 19 лет реализует образовательные здоровьесберегающие программы в муниципальной системе образования.
МОУ Городской Центр психолого-медико-социального сопровождения работает как муниципальное образовательное учреждение и осуществляет образовательную деятельность с учащимися 5-х,7-х, 9-х и 10-х классов по вопросам профилактической медицины и здоровой семьи, психологии, педагогики. Основное направление деятельности ГЦПМСС – формирование мотивации здорового образа жизни у участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников. В год по программе ГЦ занимается примерно 14400 школьников, 670 педагогов, 12000 родителей.
Основные направления работыШкольники. Реализация образовательной программы «Путь в здоровье». Программа включает в себя психолого – педагогический и медико – профилактический блоки, направленные на просвещение учащихся и формирование у них активной мотивации ЗОЖ. Родители. Проведение родительского всеобуча «Родителям о детях. Диалоги о здоровье» (родительские собрания, конференции, семинары, тренинги по волнующей родителей тематике). Программа реализуется во всех школах, сотрудничающих с ГЦ. Педагоги. Программа «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Цель – сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья педагогов, внедрение здоровьесберегающих технологий в школе.
Консультирование школьников, родителей, педагогов по личным проблемамЭкспертно – проектная работа со школами по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты Организационные Организация работы по здоровьесбережению школе (критерий - программа здоровья в образовательном учреждении, план работы по здоровому образу жизни)Образовательные Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся (критерий – знание о способах сохранения здоровья учащимися)Устойчивый интерес и потребность к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни (критерий – посещение уроков физкультуры и успеваемость по предмету, занятость в спортивных кружках и секциях).
Психолого-педагогическиеЦенностное отношение к здоровью со стороны участников образовательного процесса (укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности) – (критерий – уровень сплоченности, коммуникабельности, тревожности, адаптации учащихся).Устойчивые навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности (критерий - знание о способах сохранения здоровья учащимися). Медико-соматическиеМинимизация рисков здоровья, снижение индекса заболеваемости учащихся (критерий – индекс здоровья)
СопровождающиеПрофессиональная компетенция педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников (критерий –численность обученных педагогов и педагогов применяющих воспитательные З О Ж технологии на практике). Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей (критерий - посещаемость собраний, активность родителей).Социальное партнерство общественности и школы по расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного общества (критерий – наличие социальных партнеров)
Продукт проекта Модель здоровьесохраняющей, здоровьесбергающей и здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении на базе Школ содействия здоровью (будет представлена в виде методических пособий, включающих формы, методы, техники работы по здоровому образу жизни в образовательном учреждении)Потребители услуги: образовательные учреждения города Ярославля
Предполагаемое воздействие проекта и его результатов на развитие муниципальной системы образованияРеализация проекта содействует формированию активной позиции педагогов в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, пропагандируя внедрение аспектов здоровьесберегающей педагогики, предлагая практические современные формы и методы.
Спасибо за внимание!