Психологическое насилие Понятие П.Н2.Признаки Группы риска Меры направленные на отсутствие П.Н.
Психологическое насилие Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
В условиях образовательной среды (школы), можно выделить такие признаки признаками П.Н. как:угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. Психологическое насилие может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек , замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия .
имеющие физические недостатки особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;особенности внешности неразвитые социальные навыки;страх перед школой;отсутствие опыта жизни в коллективе;болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;низкий интеллект и трудности в обучении.
Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания , традиционных для прошлых лет;психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;профессиональная несостоятельность , выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.
В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе.Перегруженность учебной программы. Шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.
Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями. Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям(профессиональное выгорание может вымещаться на учениках).Безнаказанность лиц проявляющих П.Н. (этому может способствовать равнодушное и безучастное отношение, т.к. если к учительскому произволу также относятся и ученики, и родители,и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным)
К ближайшим последствиям относятся физические травмы , повреждения , острые психические реакции в ответ на любую агрессию . Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения , стремления куда -то бежать , спрятаться , либо в виде глубокой заторможенности , внешнего безразличия , но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом , тревогой , гневом . Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания , личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития , а также тяжелые социальные последствия .
Длительное психологическое насилие сказывается на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами и работа с потенциальными жертвами.Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия; выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления П.Н. в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска; ); система мер по укреплению психического здоровья учителей, Формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями
диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.
1. Методику «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы » И.А. Баевой . 2. Методику экспертизы образовательной среды , предложенная Н.В. Калининой3. Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов ). 4. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента .5. Методику диагностики представлений ребёнка о насилии «Незаконченные предложения ». 6. Методику «Шкала тревожности » А.М. Прихожан , позволяющая определить уровень личностной тревожности детей . 7. Методику диагностики межличностных отношений Лири . 8. Методику «Анализ семейных взаимоотношений » Э.Г. Эйдемиллер , В.В. Юстицкис (АСВ ). Также используются различные методы , такие как : ММ PI-II, Фрайбурский FРI и МВ TI. Методика МMРI II, методика СМИЛ 566, тест ЕР I Г. Айзенка , МПВ Л. Сонди и 16 PF Р. Кеттела .