Положение научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений
Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной деятельности учащегося и педагога.Под исследовательской деятельностью учащихся следует понимать деятельность, связанную с решением учащимися творческой , исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной среде: постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение; собственные выводы.
Целями научно-исследовательской деятельности учащихся является:создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации;приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности;развитие способности к исследовательскому типу мышления;активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения ими самостоятельно получаемых знаний.
ЗАДАЧИвырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования и исследования;формировать мотивацию к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования.Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей на заседании научного общества учащихся или методическом совете общеобразовательного учреждения.
ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
Формами представления результатов научно-исследовательской работы учащихся являются:Научно-исследовательская работа – серьезное исследование школьником какой-то научно или практически значимой темы с проведением собственного исследования, опыта, анализа, эксперимента.
Учебное исследование- расширенное представление и анализ какой-то уже известной (науке, взрослым) темы, но только что изучаемой учащимися на уроках или за страницами программы, с разных сторон и точек зрения.Реферат – краткое изложение изученного материала, выполненное по общей структуре, с выводами по теме, но без исследовательской части.Сообщение – краткое выступление по 1 вопросу с анализом 1-2-х источников.Доклад – выступление с приведением сравнения аргументов и анализом 2-5 источников, с иллюстративно обеспеченным представлением информации.
Литературный обзор – характеристика материала, написанного учеными, специалистами по определенной теме по 5-7 источникам.Рецензия – критический разбор и оценка – книги, спектакля, фильма, научной работы.Научная статья – материалы по научной проблеме и попытках ее решения.Научный отчет – подробный отчет о ходе и отдельных этапах исследования.
Структура и содержание научно-исследовательской работыРабота должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры являются :титульный листоглавлениевведениеосновная частьзаключениесписок использованной литературыприложение.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей работы. На верхней строчке титульного листа необходимо указать наименование конференции, соревнования, куда направляется работа;далее по центру – направление, тема работы (без слова «Тема» и не заключается в кавычки);ниже, справа – фамилия, имя, отчество автора работы, название муниципального общеобразовательного учреждения согласно Уставу общеобразовательного учреждения, класс;ниже, справа – Ф.И.О. научного руководителя, должность, место работы, ученое звание.
После титульного листа помещается оглавление, в котором содержатся все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, по сравнению с заголовками, в тексте нельзя. Все заголовки необходимо располагать друг под другом.
ВВЕДЕНИЕ.Здесь обычно обосновывается актуальность темы, цель и содержание поставленных задач, новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.), формулируются объект и предмет исследования, кратко описывается состояние исследуемых фактов и явлений по литературным источникам, определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов, выдвигается рабочая гипотеза. В результате выявляется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования (ее необходимо правильно сформулировать). Указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы обработки данных. Здесь же необходимо показать вклад автора в развитие данной научной проблемы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.В этом разделе подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.Главным должно быть раскрытие темы, достижение результатов, заданных целью. Необходимо ясно описать элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать (или опровергнуть) гипотезу; дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогий и т.п.). Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к ее решению. Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения. Стиль текста работы должен соответствовать требованиям научного изложения. В нем значительную роль должна выполнить специальная лексика, терминология, состоящая из слов с точно определенным значением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В данной части кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения (выводы), содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Заключение должно быть самым основательным, логически обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.
В конце работы приводится список использованной литературы.Раздел включает все использованные в работе литературные источники (монографии, учебные пособия, справочники и т.п.), располагать которые целесообразно в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников).Сведения о книгах должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), название, место издания, издательство и год издания, объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб.При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников. Сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания, наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.
ПРИЛОЖЕНИЕ, в котором помещаются итоговые (а не промежуточные) таблицы, примеры расчетов, графики, протоколы испытаний и т.п. Сюда же можно поместить и различные статистические данные, схемы и фотографии. На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ.Весь текст выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.