Вербальные и невербальные средства коммуникации
Виды вербальной коммуникации: Устная речь;Письменная речь;Слушание;Чтение.Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации
Основные функции языка: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата);эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).
В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: Сообщение;Мнение;Суждение;Рекомендация;Совет;Критическое замечание;Комплимент;Предложение;Вывод;Резюме;Вопрос;Ответ.
Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.
Виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).
Коммуникативные барьеры Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления;Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию;Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией;Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.).
Визуальная (невербальная) коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.).
Установки на общение доминирование – равенство - подчинение;заинтересованность – незаинтересованность; официальность – доверительность;закрытость – открытость.
Сигналы невербальной коммуникации
Зоны визуальной коммуникации Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди;Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров;Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т.д.;Публичная зона (от 350 см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.