Социальная психология отношений и общения 1.Понятие и виды социальных отношений.2. Понятие и виды общения.
Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения классифицируют по следующим основаниям: с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
Кроме ПОНЯТИЯ «общественные отношения», в науке широко используется И понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различнымиобъектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т.п.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.
Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет.
Понятие и виды общения
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом:передатчик, отправитель;получатель, приемник, адресат;канал связи;шум, сигнал;код, декодеру
К структуре общения относятся: коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;-интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.
Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному порядку слов пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.
В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык. Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово.Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Невербальные средства общения нужны, в частности для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные:кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);направление взгляда и визуальный контакт;выражение глаз;выражение лица;поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);кожные реакции (покраснение, испарина);дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
Невербальные средства общения делятся на три группы: 2. Акустические (звуковые):связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
Невербальные средства общения делятся на три группы: 3. Тактильные (связанные с прикосновением):-физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);-такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
Общение многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятий, мышления.